Найден генетический исток сложных когнитивных функций

Определён момент в истории генетического развития организмов, который предопределил появление сложных познавательных функций, а вместе с

Учёные из Эдинбургского университета утверждают, что определили момент в эволюционной истории живых организмов, который привёл к овладению сложными навыками, появлению аналитического мышления и вообще сложных познавательных функций. Кроме того, в двух статьях, опубликованных в журнале Nature Neuroscience, показано, что с эволюцией поведения связано появление психических заболеваний.

Исследователи предполагают, что около 500 миллионов лет назад с неким морским беспозвоночным случилась «генетическая авария», в ходе которой появились новые копии гена Dlg. Они оказались полезными для потомков этого беспозвоночного, закрепились и остались у позвоночных со сложным поведением, в том числе у людей. У большинства позвоночных генов этой группы четыре.

Во второй статье описано, как мыши с мутациями в генах Dlg проходили когнитивные тесты. Худшие показатели оказались у животных с мутацией гена Dlg2, который, как было доказано ранее, связан с шизофренией у людей. Затем учёные сравнили результат этих мышей с показателями четырёх человек с ненормальным числом копий Dlg2, три из которых к тому же страдали шизофренией. Оказалось, что худшие результаты во всех тестах – именно у мышей и людей с мутацией Dlg2.

Таким образом, получается, что познавательные функции у мышей и людей определяются одним набором генов, и его повреждение ведёт к нарушениям психики.

Источник: www.ed.ac.uk, www.nature.com