Сложный мозг существовал 520 миллионов лет назад

Находка американского учёного заставит пересмотреть представления об эволюции мозговых структур

Как показывает находка специалистов из Аризонского университета, анатомически сложный мозг появился у живых существ раньше, чем думали учёные. Об этом свидетельствуют прекрасно сохранившиеся структуры мозга ископаемого членистоногого, обитавшего на планете 520 миллионов лет назад. Открытие описано в журнале Nature.

Окаменелость кембрийского периода, обнаруженная учёными в китайской провинции Юньнань, оказалась членистоногим, которое имеет название Fuxianhuia protensa. Сложно устроенный мозг этого существа в 7,5 сантиметров в длину сочетался с примитивным строением тела.

«Никто не ожидал, что такой развитый мозг появился у многоклеточных животных так рано», – заявил нейробиолог Николас Стросфельд (Nicholas Strausfeld).

Теперь учёным предстоит дискуссия о том, как развивались членистоногие и как выглядел их общий предок с насекомыми. Сейчас одни полагают, что насекомые имели общего предка с высшими раками, а другие – с жаброногими (строение мозга которых проще). Тот факт, что уже Fuxianhuia protensa обладал сложным мозгом, заставляет отвергнуть последнюю гипотезу. «Форма [окаменелого мозга] соответствует мозгу современных высших раков сравнимых размеров», – заявляют авторы статьи. Мозг жаброногих, напротив, в процессе эволюции упростился.

Стросфельд развивает новое направление в науке – нейрокладистику. Эта дисциплина занимается реконструкцией эволюционных связей по анатомии их нервной системы, в то время как традиционная кладистика изучает морфологию в целом и генетические данные.

Как рассказал учёный, главное, что он нашёл в структуре мозга Fuxianhuiaprotensaиз коллекции Университета Юньнань, – это три глазных нейропиля (скопления отростков нервных клеток) на каждой стороне мозга, возможно, связанных нервным волокном. «У жаброногих всегда только два зрительных нейропиля, и они не связаны перекрещивающимися волокнами», – пояснил Стросфельд. Кроме того, мозг состоял из трёх слившихся сегментов, в то время как у жаброногих их только два.

морфология нейробиология палеозоология систематика эволюция