Сыновья зависимых от кокаина сопротивляются наркотику

По крайней мере, для крыс действительно, что мужское потомство зависимых от кокаина самцов не склонно повторять опыт родителя и становитьс

Как показывает исследование, проведённое Пенсильванским университетом и Главной больницей Массачусетса, у крыс-самцов, привыкших к кокаину, потомство мужского пола обладает сопротивляемостью к поощрительным эффектам наркотика. То есть вызванные кокаином физиологические изменения передаются от отца к сыну, полагают авторы статьи в журнале Nature Neuroscience.

«Мы знаем, что на риск потребления кокаина существенно влияют генетические факторы, но потенциальная роль эпигенетического влияния (как контролируется экспрессия определённых генов, связанных с зависимостью) пока почти неизвестна. Наше исследование впервые показывает, что химический эффект кокаина может передаваться последующим поколениям, вызывая сопротивляемость аддиктивному поведению, что означает, что подверженность отца воздействию таких токсинов, как кокаин, может иметь существенное значение для генетической экспрессии и для поведения его потомства», – полагает один из авторов статьи Кристофер Пирс (R. Christopher Pierce).

Учёные решили давать самцам крыс возможность потреблять кокаин, в контрольной группе вместо него давали физраствор. Самцы спаривались с самками, никогда кокаин не пробовавшими. Чтобы исключить всякое поведенческое воздействие самцов, беременных самок сразу же отделяли от них.

Затем авторы опыта наблюдали за потомством – интересовало их, когда крысы начнут потреблять кокаин. Оказалось, что потомки самцов, знакомых с кокаином, позже начали добывать наркотик и меньше его потребляли. Контрольные же животные готовы были гораздо усерднее трудиться ради дозы.

После этого учёные рассмотрели мозг животных. Выяснилось, что потомки зависимых от кокаина крыс имеют повышенный уровень белка нейтротрофического фактора мозга (BDNF) в префронтальной коре, который связан с поощрением от кокаина.

Получается, что потребление кокаина вызывает эпигенетические изменения в семени самцов. Почему эффект действителен только для мужского потомства, сказать сложно. Не исключено, что какую-то роль играют такие гормоны, как тестостерон, эстроген или прогестерон.

кокаин наркотики нейробиология пенсильванский университет префронтальная кора эпигенетическое наследование