Психолог Роберт Сордж (Robert Sorge) из университета Алабамы (США) и его коллеги провели эксперимент на мышах, с целью выяснить природу чувствительности к боли у животных разного пола. Результаты исследования могут объяснить причину, по которой некоторые лабораторные испытания обезболивающих средств провалились, а также указать на ошибки, которые допустили в свое время исследователи. Об исследовании рассказывает Nature.

За то, как мы чувствуем хроническую боль, отвечает иммунная система. Особые клетки, называемые микроглиями, играют в этом ключевую роль. Они вырабатывают белок, называемый нейротрофическим фактором мозга (BDNF). Этот белок передает болевые ощущения в спинной мозг. Когда на каком-то участке нашего тела появляется повреждение или воспаление, этот фактор вызывает болезненность — даже легкое прикосновение к нему вызывает боль.

Ученые спровоцировали у самцов и самок лабораторных мышей хронические боли путем разделения двух из трех седалищных нервов их задних лап. Семь дней спустя ученые ввели животным один из трех препаратов, которые подавляют функцию микроглий.

Исследователи обнаружили, что все три лекарства восстановили болевые ощущения у самцов мышей. В то же время аналогичного эффекта не наблюдалось у самок, несмотря на то, что все животные до начала эксперимента демонстрировали одинаковый болевой порог.

Кроме того, ученые вывели генетически модифицированный вид мышей, у которых ген, ответственный за выработку нейротрофического фактора, может быть удален в любой момент жизни. После подавления работы микроглий через неделю у самцов исчезала гиперчувствительность к боли, но у самок этого не наблюдалось. Это свидетельствует о том, что развитие гиперчувствительности к боли у самцов в большей степени зависит от BDNF, в то время как у самок за это отвечает какой-то иной механизм.

Ранее научных сообщений о различиях чувствительности у самок и самцов не появлялось потому, объяснил Джеффри Моджил (Jeffrey Mogil), один из авторов исследования, что обычно самки животных не используются в подобных экспериментах, так как на результаты тестов могут влиять особенности их менструального цикла.

Следует отметить, что результаты исследования могут объяснить, почему некоторые болеутоляющие препараты, ингибирующие деятельность микроглий, не прошли клинические испытания — возможно, причина в том, что они помогают только половине человечества.

Эксперты высоко оценивают достижения команды профессора Сорджа, поскольку они затрагивают гендерные особенности восприятия боли. Результаты могут иметь значение в развитии болеутоляющих средств.

К слову, в прошлом году Национальный институт здравоохранения США издал руководство, направленное на повышение доли женщин в доклинических испытаниях лекарственных средств. Однако большинство лабораторий продолжает тестировать свои разработки исключительно на мужчинах.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что болевой порог человека способен меняться в зависимости от образа жизни и экологических факторов.