Что такое культурный слой, как он образуется и каковы закономерности этого процесса. Постараемся просто, но подробно рассказать обо всем этом.

Итак, культурный слой — это слой земли на местах человеческих поселений, содержащий следы или остатки деятельности человека. Его мощность может быть от нескольких см до нескольких десятков метров.

Или можно сказать короче: культурный слой — это слой земли, содержащий остатки деятельности человека: древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу и т. д.

Для того чтобы понять что такое культурный слой, надо ответить на два основных вопроса.

1. Из чего состоит культурный слой?

2. Как он откладывается?

Из чего состоит культурный слой

Собственно говоря, культурный слой состоит из четырёх компонентов:

1. Артефакты
2. Сооружения
3. Биологические остатки
4. Неорганические остатки
Артефакты — это объекты, созданные или подвергнутые обработке людьми.

К ним относится огромное множество предметов — орудия труда, украшения, сосуды, наконечники стрел, предметы одежды и т.д. и т. п.

Вот, скажем, фрагмент средневекового стеклянного браслета в культурном слое Пятницкого раскопа (Старая Русса):

Деревянный гребень в культурном слое:

Обрывок кожаного пояса с металлическими накладками:

Остатки бревен, которые неудачно пытались расколоть на плахи при ремонте деревянной средневековой мостовой:

К числу артефактов относятся также предметы, случайно или преднамеренно образовавшиеся в процессе изготовления определенных изделий, — например, обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и различные побочные продукты производственных химических процессов.

Производственный комплекс, состоящий из сруба, остатков печи и напластований шлака. На переднем плане видна заготовка деревянной лопаты:

Сооружения. Это археологические объекты, представляющие собой созданные человеком крупные объекты и нарушения грунтового слоя. Простейшим и наиболее распространенным сооружением является выкопанная в земле яма. Её можно обнаружить по отличию ее заполнения от окружающей почвы, часто более темному и мягкому, с более высоким содержанием органических материалов.

Пятно ямы, выделявшееся на зачищенной поверхности пласта суглинка:

Также к сооружениям относят жилища, очаги, стены, насыпи, фундаменты, тоннели, гробницы, могилы и множество других тому подобных.

Остатки частокола, Курортный раскоп (Старая Русса):

Остатки деревянного сруба:

Биологические остатки — любые материалы, некогда принадлежавшие к живой природе: необработанные кости, раковины улиток, пыльца растений, листва, навоз, зерна, уголь и древесина (и т. д. и т. п.). Из них исключаются предметы, ставшие в процессе обработки артефактами, например, льняная или шерстяная ткань, деревянная ложка или костяная игла.

Сами биологические остатки, в свою очередь можно разделить на четыре вида.

1. Пищевые остатки. Представляют собой либо кусочки, выброшенные в ходе приготовления и употребления пищи, либо остатки еды. В эту категорию входят, например, кости, скорлупа орехов, предполагающие, что сам моллюск, мясо или орех были съедены.

Палеолитическая стоянка Борщево-5. Охотники на мамонтов, обитавшие на стоянке 22 тыс. лет назад, оставили целые груды костей этого животного:

2. Технические отходы. Материалы животного или растительного происхождения, образовавшиеся при изготовления артефактов. Так, техническими отходами являются осколки кости, из которой сделали упоминавшуюся выше иглу, деревянные щепки. Сюда же будут относиться побочные продукты и отходы, возникшие в результате технических процессов, при строительстве (щепки), обработке сельхозпродукции (солома), животноводстве и т. д. Кроме того, к таким отходам следует причислить и навоз.

3. Экофакты. Остатки (биологического происхождения), которые попали в культурный слой без прямого участия человека. Примерами ископаемых биологических экофактов могут служить: древняя пыльца или листья, принесённые ветром, раковины улиток, панцири насекомых, остатки растений, кости неодомашненных животных, обитавших на поселении или по соседству (например, домовые и полевые мыши, различные насекомые т. д.). Экофакты важны тем, что дают возможность реконструировать природную среду эпохи существования археологического памятника.

4. Ещё один вид биологических остатков — это остатки, напрямую связанные с человеком. Непосредственно в слоях поселений (в отличии от культурного слоя могильников) кости человека встречаются нечасто и их наличие обычно свидетельствует о довольно экстремальных и катастрофических событиях. Но кроме них в слой попадает немало другого. Человек оставляет после себя экскременты, волосы, ногти, постоянно отжелушивающиеся чешуйки кожи и т.п. В итоге они и продукты их разложения могут составить существенную часть культурного слоя.

Неорганические остатки. Четвертую категорию составляют почвенные, галечные, песчаные и прочие отложения природных неорганических материалов и веществ, скопившиеся на площади памятника. Они подразделяются на:

• Антропогенные — принесённые человеком.

Прослойки песка, видимые в стенке курортного раскопа, представляют собой подсыпку, выполненную в 1970-ее годы при строительстве:

• Неантропогенные — попавшие на территорию памятника в ходе природных процессов. Например, принесённые ветром песок, глина, принесённая водными потоками, вулканический пепел и т.п.

Палеолитическая стоянка Борщево-5. В стенке раскопа видна серая прослойка с разводами. Это вулканический пепел — свидетельство крупнейшего за последние 100 тыс. лет извержения в Европе — он прилетел из Италии (!). Ниже видны чёрные разводы — прослойка пожара.

Палеолитическая стоянка Борщева-5. В разрезе — геологическая история: светлые холодные суглинки (принесённых ледником) разделены прослойками палеопочв (эпизодами потеплений). Следы поселений разных первобытных племен 45-22 тыс. л. н. залегают друг над другом:

Каждый из компонентов культурного слоя несёт свою часть информации о прошлом и требует специального подхода. Следует также помнить о том, что на памятнике могут присутствовать не все компоненты слоя. Или присутствовать в незначительном количестве. Например — яма, в которой нет артефактов.

Как откладывается культурный слой

Прежде чем перейти непосредственно к описанию процесса отложения культурного слоя, надо рассмотреть ещё одно важное понятие — Археологический комплекс.

Дело в том, что все вышеописанные объекты и компоненты культурного слоя на памятнике находятся в определенной связи друг с другом — составляют комплексы. Которые могут быть закрытыми и открытыми.

А. Закрытый комплекс

Главная черта закрытых комплексов — это одновременность и неизменяемость. Вещи, составляющие закрытые комплексы, могли быть сделаны в разное время, но попали в землю в один и тот же момент. Такой комплекс существует объективно. Из него нельзя ничего изъять и нельзя ничего добавить. К закрытым комплексам относятся: клад (монетный или вещевой); инвентарь погребения и вещи, найденные на полу сгоревшего жилища. Закрытый комплекс отражает лишь один момент времени и тем важен для датировок. Закрытость комплекса так же важна для археологов, как, например, целостность коллекции для архивистов.

Погребение:

Если в могилу (являющуюся закрытым комплексом), впущено второе погребение, оно может нарушить комплекс, который перестает быть закрытым. Если удается доказать, что такого нарушения не произошло, то в одной могиле будут находиться уже два закрытых комплекса; причем второй будет отражать другой, более поздний момент времени.

Б. Открытый комплекс

Случайная яма, достигшая пола сгоревшего жилища, нарушает закрытый комплекс. Изъятый из земли клад, если в него добавлен новый предмет или изъят из него, также теряет качество закрытого комплекса.

Открытый комплекс может быть расширен, так как часто его границы зависят от археолога. Такой комплекс создается искусственно, в то время как закрытый комплекс независим от нас. Открытый комплекс отражает не момент, а отрезок времени. Таков снимаемый на раскопе пласт культурного слоя. Напластования и вещи накапливались в пласте на протяжении определенного времени, а не мгновенно. Археолог вправе расширить этот комплекс, если это ему нужно, рассматривая несколько пластов вместе (например, при построении стратиграфического яруса).

Культурный слой складывается из множества закрытых и открытых комплексов.

Процесс формирования памятника

Посмотрим на этапы накопления слоя.

1. Поверхность земли до появления поселения. На месте будущего археологического памятника находится слой почвы, под которым залегают материковые напластования глины или песка (именно их археологи называют «материком»).

2. После начала строительства поселения начинает откладываться слой. В него попадают щепки от брёвен, остатки трапез строителей, случайно разбитый горшок, камни и глина, оставшиеся после строительства печи, сломанный топор, отвалы из ям и т. д. Так формируется слой строительства.

3. Поселение живёт своей жизнью и в культурный слой откладываются пищевые отходы, потерянные и выброшенные вещи, битая керамика, навоз домашних животных, щепки, опилки, солома, отходы, образовавшиеся в ходе ремонта жилища и построек и т. д. В общем, все те компоненты культурного слоя, о которых я говорил выше. Постепенно уровень поверхности поднимается, и нижняя часть построек скрывается под напластованиями слоя жизнедеятельности, а некоторые объекты (например, настилы) оказываются полностью погребены. Этот эффект хорошо виден на примере старых зданий, которые кажутся вросшими в земля (иногда по самые окна).

4. Но вот наступает следующий этап — постройки разрушаются. Они могут погибнуть в огне, а могут быть разобраны за ветхостью. Но в итоге, так или иначе, образуется новая прослойка — слой разрушения.

5. Но жизнь не стоит на месте. Возводятся новые постройки и образуются новые слой строительства и жизнедеятельности.

6. Но и они со временем разрушаются, и начинается новая фаза строительства.

Этот процесс идёт непрерывно в течении всего времени существования поселения. В итоге мощность слоя может составить несколько метров, а в особых случаях больше 30 м.

Но это удивительно только на первый взгляд. Просто мы привыкли к тому, что сейчас мусор и различные отходы вывозят за пределы поселений, а в древности всё это в большинстве случаев оставалось на месте. Легко можно вообразить современный способ накопления культурного слоя, просто представьте, что мусор перестали вывозить вообще, канализацию отключили, при сносе старых построек все отходы оставляют на месте. Слой будет расти довольно быстро.

На это можно возразить, что в древности не было такого количества мусора, как сейчас (не было пакетов, бутылок и т.п.). Но следует помнить, что в средневековом городе было много таких отходов, каких нет у нас. Щепки, солома, остатки корма и подстилки домашних животных, огромное количество навоза, немало отходов ремесленного производства (шлаки, обрезки кожи и т.д.). Поэтому и накапливаются метры слоя. Хороший пример нарастания мощного слоя это телли — «рукотворные» холмы высотой до 30-40 м, образовавшиеся на месте древних городов на Ближнем востоке и в Средней Азии. Причиной их появления было то, что для строительства использовался преимущественно сырцовый кирпич. После разрушения построек глина откладывалась слоями, которые за тысячи лет складывались в десятки метров.

Телль-Хазна I (северо-восток Сирии). (Источник фото — Археологическая миссия выполнима)

Но условия для отложения слоя не всегда благоприятны. Если слой состоит преимущественно из органических материалов, то он подвержен разрушению. Органика практически сразу начинает разлагаться. И после её разложения остаются преимущественно неорганические материалы, и вместо нескольких метров остаются 40-50 см. А если вступают в действие другие факторы разрушения (например, активная распашка), то и меньше.

Вообще, культурный слой формируется в результате одновременных процессов накопления и разложения органических остатков. Если процессы накопления более интенсивны, то слой откладывается; если же процессы накопления замедляются или прекращаются, то происходит преобразование органического культурного слоя в органо-минеральный и слаборазвитые почвы. При этом для разных географическо-почвенных условий схема будет различной.

В тех случаях, когда гидрогеологические и прочие условия благоприятны для сохранения органических материалов, накопление слоя идёт быстро и он в итоге может достигать нескольких метров. Например, в Старой Руссе зафиксирован слой, мощностью превышающий 6 м.

Вот для наглядности подборка фотографий Пятницкого раскопа сделанная на протяжении 10 лет — Пятницкий раскоп 2002-2012. На них можно увидеть, как меняется застройка и заполнение культурного слоя. Несколько иначе формируется культурный слой могильника (чуть подробнее об этом ниже).

Стратиграфические принципы

Порядок чередования напластований культурного слоя по отношению друг к другу, а также к подстилающим и перекрывающим его горным породам и отложениям называется в археологии стратиграфией. Анализ стратиграфии играет крайне важную роль в археологии, потому что только он может рассказать историю формирования слоя (и, соответственно, историю поселения). Все прослойки в раскопе тщательно фиксируются, фотографируются и зарисовываются.

Вот, например, фотография зачищенной стенки раскопа:

И её чертёж:

На них можно увидеть разрез срубной жилой постройки, наполовину попавшей в раскоп.

Для интерпретации стратиграфических данных в археологии существуют четыре основных принципа:

1) Принцип перекрывающих напластований состоит в том, что каждый слой отложений старше того, который лежит непосредственно над ним. Иными словами, делая раскопки, мы последовательно попадаем во все более ранние слои. Принцип перекрывания применим лишь к каждому месту по отдельности. Это означает, что глубина залегания предмета не является признаком его древности, потому что слой, находящийся в каком-то месте на глубине в 1,2 м от поверхности может быть старше того, который в другом месте лежит на 2,4 м ниже поверхности (и наоборот).

2) Принцип прорезания гласит, что каждое скопление, впущенное в другое, является более поздним. К примеру, яма, прорезавшая слой глины, появилась позже, чем это прослойка глины; в противном случае она не могла бы его прорезать.

3) Принцип terminus post quem (лат. «время, после которого») гласит, что некий комплекс (в том числе слой) сложился после изготовления самого позднего из содержащихся в нем предметов. Это естественно, поскольку предмет не может попасть в комплекс до того, как он был сделан.

4) Принцип ассоциации гласит — дата образования закрытого комплекса приблизительно совпадает со временем бытования входящих в него предметов. Классическим примером закрытого комплекса является могила, которую обычно выкапывают и засыпают всего за несколько дней. Поэтому можно полагать, что могила датируется тем же периодом, что и найденные в ней артефакты. Конечно, возможно, что в состав ее инвентаря вошли какие-то семейные реликвии, и в таком случае могила будет относиться к более позднему времени, чем эта реликвия. Принцип ассоциации представляет собой частный случай принципа terminus post quem.

В совокупности эти четыре принципа позволяют разобраться в самой сложной стратиграфии.

Использованные источники (они же рекомендованная литература):

Д.А. Авдусин — Полевая археология СССР
Статья «Археология» в Энциклопедии Кругосвет

Благодарим Сергея Лисицына за предоставленные фотографии стоянки Борщёво-5 и комментарии к ним.

P.S. Особенности формирования культурного слоя могильника

Он формируется несколько иначе чем слой поселения потому, что пласты слоя не нарастают вверх, а наоборот, как бы «углубляются». Связано это с тем, что он формируется за счёт могильных ям.

Выглядит это примерно так. Вначале у нас, как всегда, есть нетронутая поверхность земли, до начала человеческой деятельности. После того как появляется кладбище, поверхность и материковые напластования прорезают могильные ямы. Если могильник функционирует продолжительное время на одном месте (это характерно, например, для городских средневековых кладбищ), то новые погребения закладываются на месте старых и разрушают их, при этом остатки разрушенных объектов, попадают в заполнение более поздних ям.

Постепенно на участке, где расположено кладбище, формируется культурный слой, состоящий из перемешанной почвы, материкового грунта, остатков погребений и вещей из них, а также случайно попавших туда предметов. Если кладбище располагается в городе и (или) у церкви, то в слой попадает и другие разнообразные компоненты — например, стройматериалы, куски сбитой штукатурки, предмет из заполнения городского культурного слоя и т. д. Если же могильник прекращает функционирование, то нередко он подвергается распашке, которая перемешивает верхнюю часть культурного слоя.