Ученые проанализировали 15 425 работ американских кинематографов из интернет-базы кинофильмов, желая определить признаки, по которым можно было бы предсказать, попадет ли фильм в Национальный реестр фильмов в Библиотеке Конгресса США. На данный момент реестр насчитывает 625 кинолент, отобранных специалистами Национального комитета США сохранности кинофильмов и имеющих культурологическое, историческое или же эстетическое значение для Америки. Иными словами, целью было выявить критерии, по которым можно было бы определить значимость кинематографического произведения. Об этом рассказывает The Independent.

Деятели науки и технологий разных специальностей, от математиков до инженеров, рассматривали различные факторы, среди прочего, такие как кассовые сборы и отзывы критиков. Как показали результаты, кассовые фильмы вовсе не обязательно попадут в Национальный реестр, и, одновременно, сам факт, что фильм не принес хорошей прибыли, вовсе не означает, что он не имеет художественной ценности. Так работа режиссера Лео Маккэри «Утиный суп», снятый в 1933 году, считается одной из лучших лент с участием братьев Маркс, хотя коммерческого успеха она не имела.

Так же не показательны и отзывы критиков или получение «Оскаров». Последнее скорее определяет популярность фильма в момент выхода на экраны или же количество денег, затраченных на рекламу студии. А суждения критиков могут быть предвзяты и отражают, зачастую, их собственное мнение.

В процессе исследования ученые рассматривали только те ссылки и упоминания, которые были сделаны не раньше, чем через 25 лет после выхода фильма. Наиболее продолжительное влияние оказали «Волшебник страны Оз», «Звездные войны», «Психо», «Касабланка» и «Унесенные ветром».

В общем, в результате оказалось, что основным критерием ценности фильма является количество ссылок на него в других, более поздних картинах. Чем чаще темы, образы или общая суть какого-либо кинофильма используется затем другими режиссерами и чем больше разрыв во времени между выходом фильма на экраны и каким-либо косвенным или прямым упоминанием о нем в новых работах, тем скорее его можно отнести к величайшим произведениям.

«Режиссеры снова и снова обращаются к значимым картинам. Если показать часть из "Психо", например, сцену в душевой, это заставит зрителя вспомнить весь фильм целиком, — сказал профессор Луис Амарал (Luis Amaral) из Северо-Западного университета в Иллинойсе. —  Мы считаем, что в конечном счете создатели, киношники сами определяют какие фильмы важны, а не специалисты-критики... Наш метод настолько объективен, насколько это возможно».

Ученые считают, что основанный на таком принципе подход годится и для других сфер искусства и научного творчества, от литературы до физики. Было бы интересно увидеть подобное исследование для советского и российского кинематографа.