Чтение романов и просмотр художественных фильмов вызывают чувство сопереживания к героям. А это значит, что следуя за перипетиями жизни героев и за их характерами, читатели создают себе представление о эмоциях, мотивах и идеях в реальном мире. Такие результаты приводятся в обзоре, опубликованном авторами из Канады в журнале Trends in Cognitive Sciences, издаваемом Cell Press.

Точки пересечения между литературой и психологией занимают ученых всего каких-то несколько последних лет, чему способствовало возрождение интереса к изучению воображения. Развивающийся метод исследования мозга по снимкам также развернул психологию в новым горизонтам. Все это побудило Кейт Оатли (Keith Oatley), заслуженного профессора в отставке из отдела прикладной психологии и развития человека Университета Торонто, опубликовать обзор этого направления исследований, отмечается в пресс-релизе издательства. Из обзора следует, что чтение романов полезно для развития чувства сопереживания.

В обзоре приведены результаты эксперимента, в котором людей попросили представить фразы такие как «темноголубой ковер» или «оранжево-полосатый карандаш». В это время их мозг сканировали на fMRI. Всего три таких упражнения максимально активировали гиппокамп — отдел мозга, ответственный за учебу и память. Это говорит о силе мысли человека, то есть писателю не обязательно детально описывать сцены, чтобы запустить воображение читателя. Ему нужно только очертить образы (ср. «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова»).

Чтение романов стимулирует создание чего-то вроде социального мира, помогая читателю понять героев и сопереживать. Это сопереживание решил измерить Раймонд Мар (Raymond Mar) с коллегами из группы Оатли. Для этого он впервые использовали «Mind of the Eyes Test», когда подопытные разглядывают 36 фотографий глаз людей и пытаются выбрать из четырех терминов наиболее подходящий для описания того, что хозяин глаз думает или чувствует. Выяснилось, что если читать романы, то результаты этого тест повышаются во много раз по сравнению с результатами на фоне чтения нон-фикшн. Эта зависимость осталась даже после того, как авторы эксперимента сделали скидку на особенности личности и индивидуальные различия участников.

Сходный эффект сопереживания обнаружился, когда участники опыта смотрели телевизионный сериал «The West Wing» или играли в видеоигру с вымышленным детективным сюжетом «Gone Home». В обоих занятиях зритель и игрок вовлекались во взаимодействие с персонажами.

Люди — социальные существа. Они взаимодействуют с другими людьми — с друзьями, любимыми, детьми, по вопросам, которые не запрограммированы инстинктом. Поэтому романы помогают нам усилить и понять наш социальный опыт, полагают авторы обзора.

Другие исследования показали, что романы побуждают нас сопереживать людям других рас и культур. К примеру, читатели романа «Saffron Dreams» Шейлы Абдуллах (Shaila Abdullah), повествующего об опыте мусульманки в Нью-Йорке, стали меньше доверять предрассудкам об арабских и европейских людях. Это установили исследователи, когда сравнили участников эксперимента с контрольной группой, члены которой читали отрывки без повествования. Теперь надо выяснить, сколько времен длиться этот эффект сопереживания после чтения романов.

Исследования в области психологии чтения еще только развиваются, но уже сейчас ученые задаются вопрос о влиянии рассказа на эволюцию человека. Ведь рассказы и истории создавали почти все культуры во все времена.

Познакомьтесь заодно со списком самых лучших романов XX века.