€400 млн — крупнейшую в истории наземной астрономии сумму — заплатит ESO за создание куполообразной башни и механических конструкций для Европейского Чрезвычайно большого телескопа (European Extremely Large Telescope — E-ELT). Он станет частью новой астрономической обсерватории на территории горы Серро Армазонес в Чили. Церемонию, состоявшуюся в штаб-квартире ESO в немецком Гархинге, можно считать началом новой эры гигантских телескопов, уверяет пресс-служба ESO.

Параметры E-ELT оправдывают внушительное название. Диаметр зеркала составит 39 м, площадь собирающей поверхности E-ELT будет рекордной, как и качество снимков — в 15 раз детализированнее, чем знаменитый «Хаббл» (Hubble Space Telescope). Далее, высота башни составит 80 м, вес — 5000 т, а общая наземная площадь E-ELT по размеру не уступит футбольному полю. Масса той части телескопа, которая будет поддерживать зеркало, составит 3000 т. На постройку объекта уйдет 30 млн болтов, 70 км кабелей и 4,8 млн человеко-часов работы. Сотрудникам стоит подготовиться к длинным пешим прогулкам по зданию обсерватории — чтобы добраться от входа до крыши купола, потребуется полчаса.

ESO не свободна от финансовых трудностей: доли 15 стран-участников проекта не покрыли стоимость всей застройки, которая составила €1,1 млрд. Первая фаза строительства, в которую вошел сам телескоп и большая часть обслуживающих его компонентов, к счастью профинансирована уже на 90%. Вторая фаза дожидается своего часа. Роберто Тамаи (Roberto Tamai), руководитель программы E-ELT, считает, что на этапе строительства к участию присоединятся и другие страны. ESO, в частности, надеется на присоединение к проекту России и Бразилии.

Роберто Тамаи уверен, что новая обсерватория и новые телескоп помогут человечеству сделать внушительный скачок в плане понимания Вселенной. Надо отметить, что наземная астрономия уже давно нуждается в таком скачке — от 10-метровых зеркал к чему-нибудь помасштабнее.

Помимо E-ELT уже строятся еще два титана: 25-метровый Гигантский Магелланов телескоп (Giant Magellan Telescope), в обсерватории Лас-Кампанас в Чили, и Тридцатиметровый телескоп (Thirty Meter Telescope) на территории гавайской обсерватории Мауна-Кеа. Строительство последнего, впрочем, заморожено на время печально известной забастовки местных жителей. Остается надеяться, что проблема в скором времени разрешится и строительство вновь пойдет полным ходом.