Китайским учёным удалось вырастить зуб из мочи

Стволовые клетки, полученные из мочи человека, послужили основой для выращивания зубной ткани

Команда учёных из Гуанчжоуского института биомедицины и здравоохранения Китайской академии наук использовала своё ноу-хау – стволовые клетки, полученные из человеческой мочи, – для выращивания рудиментов зубов, передаёт BBC. Исследователи надеются, что их метод может быть использован в будущем для восстановления зубов, которые люди теряют из-за старения или плохой гигиены.

Известно, что с мочой организм человека постоянно теряет некоторую часть клеток – прежде всего из органов, непосредственно относящихся к выделительной системе, например, почек. В конце 2012 года учёные из Гуанчжоу уже сообщали об успешной трансформации таких клеток в стволовые – тогда это были мозговые клетки-предшественники (NPC), из которых можно вырастить либо нейроны с различными функциями, либо глиальные (вспомогательные) клетки.

Теперь же китайским специалистам удалось, внедрив подобный биоматериал в организм лабораторных мышей, спустя три недели получить что-то вроде зуба, содержащего пульпу, дентин и так называемый эмалевый зачаток. Правда, по твёрдости этот орган уступает обычным зубам.

Зарубежные коллеги пока воспринимают достижение учёных Поднебесной без энтузиазма. Так, британский биолог Крис Мэйсон (Chris Mason) утверждает, что моча – крайне неэффективное сырьё для стволовых клеток, у которого мало «практического выхода»; кроме того, важным компонентом зубной пульпы являются нервы и кровеносные сосуды – без них зуб попросту не приживётся на постоянном месте.

выращивание зубов китай моча стволовые клетки