Китай хочет создать обсерваторию в Антарктиде

Китайские астрономы объявили об амбициозных планах по развёртыванию двух больших телескопов в самой высокой точке Антарктического…

Китай будет создавать обсерваторию в Антарктиде, говорится в сообщении на сайте журнала Nature. О столь амбициозных планах астрономы «Поднебесной» объявили в ходе 28-й генеральной ассамблеи Международного астрономического союза в Пекине.

Как уточнил директор обсерватории Цзыцзиньшань Китайской академии наук (Нанкин, КНР) Ян Цзи, обсерватория будет расположена на так называемом «Куполе А», или «Аргус» – это самое высокое место Антарктического плато, находящееся в глубине континента к востоку от Южного полюса. Высота здесь составляет 4093 метра над уровнем моря, а температура воздуха падает до 80 градусов ниже нуля, что делает его сухим и прозрачным, открывая небывалые перспективы для астрономических наблюдений.

С начала 2008 года китайские астрономы совместно с коллегами из Великобритании, Австралии и США развернули в этой местности обсерваторию PLATO с использованием оптических телескопов. По словам сотрудника Техасского университета A&M Лифана Вана, учёные открыли много новых переменных звёзд, которые не смог увидеть даже орбитальный телескоп NASA «Кеплер». С одного только прибора под названием AST3, установленного в январе 2012 года, получено 28500 различных изображений и более трёх терабайт данных.

Проект, реализуемый КНР самостоятельно, будет включать установку двух телескопов: Kunlun Dark Universe Telescope (KDUST), работающий в видимом и высоком инфракрасном диапазоне, предназначен для поиска планет земной группы за пределами Солнечной системы и для исследования тёмной материи, составляющей «скелет» Вселенной, а Dome A Terahertz Explorer-5 (DATE5) будет засекать облака пыли и молекул, служащие «строительным материалом» для новых звёзд.

Астрономы всего мира связывают с китайской инициативой большие надежды. «Это будут самые большие и самые значительные телескопы в Антарктике. Объём научных данных, которые мы сможем получить с их помощью, почти безграничен. И уж наверняка они принесут нам многие сенсационные открытия», – говорит сотрудник университета Нового Южного Уэльса (Австралия) Майкл Эшли (Michael Ashley).