«Бурые приливы» добрались до Китая

Прибрежные воды Китая «зацвели» из-за огромного количества водорослей

Как выяснили исследователи, виды водорослей, вызывающие «бурые приливы» в Соединённых Штатах и Южной Африке, также стали причиной массового цветения в Китае, вдоль побережья Бохайского залива Жёлтого моря.

В июне 2009 года в ходе стандартного мониторинга неподалёку от побережья провинции Хэбэй Государственное океанологическое управление Китая (SOA) обратило внимание на бурую окраску воды с высоким содержанием водорослей. В то же время в этом регионе, где расположены ведущие в стране предприятия по выращиванию моллюсков, начали погибать морские гребешки, устрицы и мидии. Через год ситуация ухудшилась: пораженными оказались 3350 квадратных километров воды, и, согласно ежегодному отчёту SOA о морских катастрофах, Хэбэй понёс прямые экономические убытки в размере 205 миллионов юаней (32,1 миллиона долларов). Распространившись далее на юг и достигнув побережья провинции Шаньдун, цветение четвёртый год подряд наблюдалось и в мае.

Когда морского эколога Женьчен Юя и его коллег три года назад призвали расследовать это чрезвычайное происшествие, они осознали, что речь шла о том типе цветения водорослей, которого ранее в Китае никогда не возникало. «Цветение невероятно насыщенное, — заявляет Юй. — в каждом литре морской воды содержатся миллиарды водорослевых клеток». По его словам, эти водоросли чрезвычайно вредны для прибрежных экосистем.

Оценив размер клеток и типы содержащихся в них пигментов, исследователи смогли сузить круг до нескольких видов. Генетические анализы позволили им прийти к выводу, что этиологическим агентом является Aureococcus anophagefferens тот самый вид, что создаёт аналогичные проблемы у берегов США и ЮАР.

По словам морского эколога Минцзян Чжоу, бурые приливы вызывают потемнение и замутнение воды, что, в свою очередь, замедляет рост морской травы – важной среды обитания молодняка моллюсков и рыбы. Теперь учёные пытаются выяснить, откуда водоросли попали в китайские воды. Возможно, они были завезены вместе с моллюсками из Америки.

За последние несколько десятилетий стремительные темпы роста населения и развитие сельского хозяйства Китая привели к тому, что в море стало сбрасываться большее количество питательных веществ в виде сточных вод, навоза и удобрений. Этот излишек, известный как эвтрофикация, начиная с 1990-х, приводил к масштабному цветению водорослей, особенно в устье Янцзы. Исследование будет продолжаться, а пока, по мнению учёных, правительству следует прилагать больше усилий к сокращению сбросов питательных веществ в море и восстановлению качества прибрежных вод.

Источник: Джейн Цю (Jane Qiu), Nature.com