Получено беспрецедентно чёткое изображение квазара

В ходе совместного эксперимента чилийского и двух американских радиотелескопов удалось получить снимки чрезвычайно высокого…

Астрономы Европейской южной обсерватории (ESO) сообщают о получении беспрецедентно чётких снимков ядра далёкой галактики – квазара 3C 279, расположенного более чем в 5 миллиардах световых лет от Земли. Такое достижение стало возможным благодаря применению метода интерферометрии по сверхдлинной базе (VLBI), предполагающего обмен интерференционными сигналами между несколькими радиотелескопами, который как бы объединяет их зеркала в одно.

В эксперименте участвовали эксплуатируемый ESO чилийский радиотелескоп APEX, а также американские SMA (Аризона) и SMT (Гавайи). Они образуют на Земле гигантский треугольник со сторонами 9447, 7174 и 4627 километров. При этом, по словам специалистов, именно чилийский телескоп является в этой системе ключевым, так как позволяет достичь максимальных размеров интерферометра. Наблюдения проводились с помощью радиоволн длиной 1,3 миллиметра. Сочетание малой длины волны и большой базы обеспечило в два миллиона раз большую чёткость, чем при восприятии изображений человеческим глазом. Снимки фиксировались на компьютерных жёстких дисках и были переданы в Институт Макса Планка в Бонне (ФРГ). От каждого из трёх телескопов было получено по 4 терабайта данных.

Район пустыни Атакама в центральной части Чили – самое засушливое место на Земле. Но в то же время он считается и одним из лучших мест для астрофизических исследований. Сейчас в этом регионе, по соседству с APEX, возводится ещё один радиотелескоп – ALMA. У него будет 66 зеркал – 54 диаметром по 12 метров, как у APEX, плюс 12 семиметровых. Добавление этого телескопа к сети со сверхдлинной базой позволит получать детальное изображение сверхмассивной чёрной дыры в нашей собственной галактике.

eso квазары