За запоминание матери у цыплят отвечает гормон

Исследователям удалось контролировать импринтинг у цыплят с помощью гормональной регуляции

Японские учёные под руководством Койчи Хомма (Koichi Homma) нашли объяснение гормональное объяснение феномену запечатления (импринтинга). Их статья опубликована в журнале Nature Communications.

Импринтинг у выводковых птиц – это процесс формирования социальной привязанности в критический период первых дней после появления из яйца. Это явление считается частью раннего обучения, которое способствует выживанию молодняка за счёт материнской охраны, так как в норме первым впечатлением, которое запоминает птенец является вид его родителя.

Препарировав мозг новорождённых цыплят, исследователи выяснили, что начало критического периода опеределяет тиреоидный гормон 3,5,3′-трииодтиронин (T3). Запечатление вызывает быстрый приток T3. Он преобразуется из циркулирующего прогормона тироксина (T4) при помощи особого фермента деиодиназы иодотиронина 2-го типа (Dio2) в клетках эндотелия сосудов мозга.

Таким образом, T3 продлевает критический период через негенетические механизмы более чем на 1 неделю и даёт базу для последующего обучения. В опытах в качестве «родителя», которого надо было запомнить, учёные использовали игрушку в виде утки и разноцветные кубики конструктора «Лего».

При этом даже у особей, у которых запечатления не произошло (учёные специально отключили этот механизм на генетическом уровне), инъекции T3 включили импринтинг по окончании обычного срока критического периода: на четвёртый и даже шестой день жизни птенцы запомнили кубик «Лего» в качестве матери.

биохимия импринтинг нейробиология этология