Черная дыра доедала остатки звезды десять лет

Гигантская черная дыра разорвала звезду, а затем «доедала» ее остатки в течение приблизительно десяти лет. Это в десять раз больше, чем любой наблюдаемой эпизод смерти звезды из-за черной дыры. Это открытие сделали исследователи из НАСА, используя данные телескопов Чандра, спутника Свифт, а также космического рентгеновского телескопа ЕКА. Об этом рассказывает сайт NASA.

Трио телескопов нашло доказательства события приливного разрушения — в котором приливные силы из-за интенсивной гравитации от черной дыры могут уничтожить объект слишком близко блуждающий объект. В это время некоторые звездные обломки отбрасываются наружу на высоких скоростях, в то время как остальные падают в сторону черной дыры. Как только они попадают внутрь, материал нагревается до миллионов градусов и создает четкую рентгеновскую вспышку.

«Мы стали свидетелями эффектной и пролонгированной кончины звезды, — сказал руководитель исследования Дачэн Лин (Dacheng Lin) из Университета Нью-Гемпшира.— С 1990 года мы наблюдали десятки событий приливного разрушения, но ничто не оставалось ярким почти так же долго, как этот».

Источник рентгеновского излучения XJ1500 + 0154 находится в небольшой галактике на расстоянии около 1,8 миллиардов световых лет от Земли.

Данные телескопа Чандра показывают, что объект XJ1500 + 0154 расположен в центре галактики, где предположительно находится сверхмассивная черная дыра. Излучение от материала, окружающего эту черную дыру, последовательно превосходило так называемый предел Эддингтона, который определяется балансом между внешним давлением излучения от горячего газа и внутренним притяжением силы тяжести черной дыры.

На основе построенной модели исследователи предположили, что черная дыра значительно уменьшится в следующем десятилетии, а яркость снизится в течение нескольких лет.

[Иллюстрация: CXC/M. Weiss; X-ray: NASA/CXC/UNH/D. Lin et al, Optical: CFHT]