Вопрос о том, как понимать равенство единице, был центральным для апелляционного суда Лондона во время спора между фармацевтическими компаниями ConvaTec и Smith&Nephew. Судьям пришлось вынести решение о важнейшей математической проблеме, по крайней мере применительно к данному случаю, пишет The Independent.

Суть дела заключалась в том, что компания ConvaTec является владельцем патента на изготовление повязки для заживления ран с использованием серебра и соли. В патенте прописана концентрация соли «от 1 до 25 процентов». Другая фармацевтическая компания, Smith&Nephew, начала производить конкурирующий продукт с концентрацией соли в 0,77%. Так как это число меньше прописанного в патенте, компания ничего не платила его владельцу.

Тем не менее, ConvaTec обратилась в суд, чтобы вынудить Smith&Nephew выплатить причитающиеся деньги за использование патентованной рецептуры, утверждая, что используемая концентрация практически не отличается от описанной в патенте.

Суд встал на сторону компании-владельца патента и вынес решение, согласно которому к единице приравниваются также все числа, которые больше 0,5 и меньше 1,5. Для обоснования такого решения судьи использовали математическое правило округления, согласно которому все нецелые числа можно округлить до целых по определенным правилам. Согласно правилам округления, число 0,51 уже округляется до 1. Это значит, что 0,77% концентрации в рецептуре Smith&Nephew, приравниваются к 1%, заявленному в патенте ConvaTec.

В решении судьи сказано, что если лингвистически «один — это один и ничто иное», то математически реальное значение единицы может быть разным в зависимости от контекста.

До текущего решения компания Smith&Nephew успела изготовить уже огромные партии продукции по данной рецептуре, не выплачивая никаких сумм ConvaTec. Дело в том, что в 2013 году суд вынес иное решение — в пользу ответчика: тогда суд использовал другое правило, известное как «минимально допустимая погрешность». Согласно тому решению, только концентрация 0,95 и выше приравнивалась к единице. Апелляционный же суд использовал иное правило, и решение оказалось прямо противоположным, явно пошатнув тем самым представление о математике как самой точной науке.