Очередное космическое «чудо» наблюдали в Челябинской области

В небе над Южным Уралом появилось свечение, связанное с серебристыми облаками и, возможно, с метеоритной пылью

Не успела Челябинская область отойти от ажиотажа с метеоритом, как космос продемонстрировал местным жителям очередное необычное явление: в ночь на 16 июня текущего года в небе над регионом (в частности, в самом Челябинске, а также в Миассе) появилось свечение, похожее на полярное сияние. Кое-кто даже заговорил о возможном падении нового метеорита. Однако учёные предполагают, что это скорее серебристые облака, которые образуются из водяного пара и различных аэрозолей на высоте 50 км и более над уровнем моря.

По словам заведующего лабораторией физики верхней атмосферы Института физики атмосферы РАН (ИФАРАН) Анатолия Семёнова, отличие серебристых облаков в том, что они возникают как раз летом, и их прекрасно видно во многих широтах Северного полушария, включая Подмосковье. За пределами Арктики, где сейчас полярный день, эти облака видны за счёт того, что солнце подсвечивает их из-за горизонта.

А вот специалисты NASA, также заинтересовавшиеся феноменом, предполагают, что и недавний «каменный гость» мог сыграть в нём свою роль.

«Частички распавшихся метеоритов создают условия для скопления и кристаллизации молекул воды», – говорит профессор университета Хэмптона Джеймс Расселл.

Похожие явления наблюдают на Южном Урале уже более двух веков. Так, в «Истории казачества Азиатской России» имеется такая запись: в 1750 году житель Челябинской крепости Сидор Казанцов сделал следующее заявление о бывшем ему 11 января «видении»: «По захождении солнца, в пятом часу нощи, было на небеси великое огненное на долгое время паление, оттого во объявленном городе и на земли была светлость весьма страшная, наподобие огня и все жители и он думали, что от того земля загорится и будет преставление света».

Спустя 20 лет свечение над Челябинской крепостью увидел выдающийся учёный-энциклопедист Петер Симон Паллас. Он отметил феномен в одном из своих рапортов в Академию наук.

В 1836 году, когда запускали Златоустовскую метеорологическую станцию, странный свет вновь напомнил о себе. Тогда специалисты просили «обращать особое внимание на огненные явления, периодическое возобновление которых замечено с ноября». Есть данные о сиянии, которое наблюдали в Челябинске в конце октября 2003 года.

Источник: www.1obl.ru, ria.ru