Челябинский метеорит выставлен в музее

Самый крупный фрагмент метеорита весом около 600 кг доступен всем желающим в зале природы Челябинского краеведческого музея

Самый крупный метеоритный осколок массой около 600 кг, поднятый на минувшей неделе со дна озера Чебаркуль, теперь могут увидеть все посетители Челябинского государственного краеведческого музея (ЧГКМ), где он размещён в Зале природы.

Космический камень помещён в специальную стеклянную витрину с пирамидальным верхом и укреплённым основанием.

«У нас было готово сразу три варианта для метеоритов разного размера. Если бы он оказался большим и весил несколько тонн, то мы планировали выставить его на первом этаже, и там было бы своё оборудование. Был стенд и для маленького метеорита. Промежуточный вариант оказался, по-моему, идеальным для метеорита данного размера», – рассказал директор музея Владимир Богдановский.

«Глядя на него сейчас, я еще больше им восхищаюсь, чем там, на берегу озера Чебаркуль! Когда его только вытащили, он был весь в грязи и песке. А тут он перед нами во всей красе», – отметил астрофизик Сергей Замоздра.

Он обратил внимание на необычный вид метеорита, поверхность которого как бы обмазана глиной или пластилином со следами человеческих пальцев. Астрономы называют эти следы регмаглиптами. Они образуются под воздействием раскаленной плазмы, когда небесное тело проходит через плотные слои земной атмосферы. По этой же причине метеорит испещрён многочисленными отверстиями: давление в полёте такое, что воздух буквально высверливает их в камне.

Учёные между тем призывают защитить экологию самого озера Чебаркуль, считая, что «охотники за метеоритами» могут навредить единственному питьевому источнику для 40-тысячного населения одноимённого города. Например, доцент кафедры географии Челябинского педуниверситета Сергей Захаров предлагает создать там метеоритный заказник и намерен довести эту инициативу до властей Челябинской области.

«Это территория, где запрещены определённые виды деятельности. В зоологическом заказнике нельзя убивать животных, в ботаническом – цветы рвать, к примеру. А в метеоритном заказнике нельзя будет добывать метеориты», – подчеркнул Захаров.

По его словам, работы по подъёму космического «пришельца» уже вызвали определённые изменения в химическом составе воды.

«Ребята молодцы, аккуратно работали. Тем не менее, мы зафиксировали достаточно большой выброс азота, который в будущем скажется на интенсивности цветения воды. Но если с этой проблемой озеро вполне справится самостоятельно, то бесконтрольная деятельность ловцов метеоритов может существенно изменить его качество», – считает учёный.

Источник: www.itar-tass.com, www.chelmuseum.ru