Материалы портала «Научная Россия»

Чего вы не знали о мотоцикле

«Машина, опасная спереди, шумная и грязная сзади и неудобная посредине»… Столь нелестно журнал «American Scientist» когда-то отозвался о мотоцикле.

По определению американского журнала «American Scientist», это «машина, опасная спереди, шумная и грязная сзади и неудобная посредине». Столь нелестно уважаемое издание отозвалось… о мотоцикле.

 1. Недлинная по меркам цивилизации история мотоцикла не насчитывает и ста тридцати лет. Днем рождения неудобной и опасной на первых порах машины надо считать 29 августа 1885 года. Именно в этот день немецкий инженер Готлиб Даймлер получил на «Райтваген» патент.

 2. «Повозку для верховой езды с керосиновым двигателем», как обозначено в этом документе, Даймлер создавал вместе с помощником Вильгельмом Майбахом. Помощник решился прокатиться первым, и деревянный пращур железного коня поскакал по дороге со скоростью 12 километров в час. Вернувшись из трехкилометрового путешествия вдоль реки Некер, помощник без всякого почтения, съязвил: «Это не машина, Готлиб, это костедробилка. Я вас поздравляю».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Хотя Готлиб Даймлер придумывал свой мотоцикл главным образом для того, чтобы испытать на практике двигатель внутреннего сгорания, конструкция оказалась чрезвычайно удачной, а компоновочные принципы не изменились до наших дней.

 4. Слово «мотоцикл», как уверяют словари иностранных слов, добралось в русский язык из французского, а в том возникло соединением латинского «motor», то есть приводящий в движение и греческого слова κύκλος – круг, колесо.

 5. В дальнейшем Готлиб Даймлер занялся автомобилями и числится ныне в основоположниках отрасли в целом и в создателях знаменитого «Мерседеса», в частности. Но и мотоцикл не канул: знамя подхватили промышленники и изобретатели из той же Германии братья Генрих и Вильгельм Гильдебранд и Алоис Вольфмюллер.

 6. В 1894 году они открыли в Мюнхене завод и выпустили не меньше тысячи мотоциклов оригинальной конструкции. Конструкция и подвела: мотоцикл оказался убыточен.

 7. Мотоцикл можно уподобить велосипеду: лишь очень ленивый любитель сваривать железки не пытался воспроизвести эту машину. Особенно хорошо вышло у Харли и Дэвидсона. С нелегкой руки российских СМИ гуляет версия, что Харли и Дэвидсон – русские эмигранты Харламов и Давыдов. Это неправда: хоть Харли и был сыном эмигранта, но его отец приехал в США из Великобритании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8. Свой, оказавшийся очень успешным, мотоцикл Уильям Харли разрабатывал с помощью друга детства Артура Дэвидсона в сарае семьи Дэвидсонов в городе Милуоки штат Висконсин. В создании двухколесной машины принимали участие братья Дэвидсона, и  с их братской помощью первый «Харли-Девидсон» выехал из сарая 8 сентября 1904 года.

 9. В январе следующего года в автомобильном журнале появилась первая маленькая реклама. Тогда Харли-Дэвидсоны еще нуждались в рекламе, теперь эти имена – сами себе реклама. А пятнадцатиметровый сарай, в котором собирали первые «Харлеи», до самых 70-х годов прошлого века украшал двор фабрики на авеню Джуно в Милуоки, напоминая о том, как начиналась марка. Его случайно снес подрядчик, нанятый для уборки двора – не подозревал, бедняга, что халупа историческая.

 10. И в отечественной мотоциклетной истории есть яркие страницы. К примеру, легендарный «Урал» ставший ныне мировым брендом. Мотоциклы с коляской Ирбитского завода продаются ныне в Северную Америку и Южную Африку, в  Австралию и страны Персидского залива. Не так давно их начали продавать в Великобританию: у модели, которую везут на Британские острова, коляска слева.

мотоциклы

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий