Учёные узнали, что делает гепарда быстрым

Секрет рекордной скорости гепарда кроется в распределении мышечных волокон в его конечностях, утверждают японские биологи

Японские учёные провели первое исследование мышечного строения гепарда и выяснили, что делает эту большую кошку самым быстрым животным на суше, сообщает британская телерадиокомпания BBC Nature. Специалисты университета Ямагучи под руководством профессора Наоми Вада обнаружили, что секрет рекордной скорости пятнистого хищника кроется в небывало высокой концентрации «быстрых» мышечных волокон в его задних конечностях.

Все мышечные волокна подразделяются на три типа. Тип I составляет мышцы, развивающие незначительное усилие при сокращении, однако устойчивые к нагрузкам. У гепарда, домашней кошки и собаки эти мускулы задействованы в состояниях покоя и при медленном передвижении животного. Волокна типа IIa входят в состав мускулов средней силы, они работают при быстром шаге или медленном беге. Наконец, тип IIx – это клетки, запасающие больше всего энергии при сокращении и ответственные за быстрый бег, прыжки и другие стремительные движения.

Передние лапы гепарда, в отличие от собачьих или кошачьих, практически лишены волокон типа IIx, зато в задних их концентрация наиболее высока, поясняет профессор Вада. Кроме того, «быстрые» мышцы расположены вдоль спины зверя и помогают создать дополнительное усилие за счёт её сгибания и разгибания. Всё это напоминает устройство автомобиля с «классическим» задним приводом. Однако автоконструкторам ещё долго предстоит завидовать удивительной способности грозы антилоп разгоняться до 100 км/ч менее чем за три секунды, отмечают биологи.

В более ранних исследованиях различия в мышечном строении и функциях задних и передних конечностей гепарда (последние служат только для поворота и торможения) не отмечались. В качестве факторов, определяющих его скоростные рекорды, назывались длина (до 7 м в вытянутом положении) и гибкость тела, позволяющие этому хищнику проводить более половины времени при быстром движении в воздухе.