Открыты «водоросли-обманщицы»

Некоторые одноклеточные водоросли отдыхают и размножаются, пока другие работают над выделением яда

Биологи из Аризонского университета обнаружили, что среди золотистых водорослей есть такие, которые жульничают и тратят меньше энергии, чем их сородичи.

Группа исследователей под руководством Уильяма Дрисколла (William Driscoll) изучает популяции токсичных одноклеточных водорослей Prymnesium parvum. В нескольких штаммах учёные заметили особей, которые растут быстрее других и при этом не выделяют токсины, которые нужны для защиты от врагов. Получается, что они защищены сородичами, а сами тратят энергию на собственный рост и воспроизводство.

Теоретически в таких условиях рано или поздно кооперация нарушится, поскольку в результате отбора останутся только «эгоисты». Почему так не происходит, становится понятно при детальном изучении жизнедеятельности бактерий. Оказалось, что яд нужен не столько для защиты, сколько для обезвреживания добычи – водоросли «выходят на охоту», когда не хватает солнечного света. «Обманщицы» в это время активно размножаются.

Сейчас учёные пытаются определить, каким образом регулируется синтез токсинов у этих бактерий. Они уже нашли несколько связанных со стрессом генов, которые работают по-разному у обычных водорослей и «обманщиц». Проблема в том, что геном этой водоросли пока не секвенирован.

Из данного открытия вытекает ещё одна мысль. При развитии онкологических заболеваний раковые клетки внезапно получают преимущество над нормальными – практически как описанные «клетки-обманщицы», живущие за счёт остальных. Таким образом, изучение цветения водорослей может помочь в лечении рака.

Источник: uanews.org