«Очарованные» кварки стали четвёртым российским мегапроектом

Новосибирская «Супер чарм-тау фабрика» получит государственную поддержку наряду с реактором ПИК в Гатчине, коллайдером «НИКА» в Дубне и московским токамаком «Игнитор»

Российские власти будут поддерживать создание позитрон-электронного коллайдера в Новосибирске – «Супер-чарм-тау фабрики» – в рамках программы поддержки мегапроектов, передаёт агентство РИА Новости. Об этом заявил, выступая на церемонии открытия года науки Россия-ЕС министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Раньше речь шла о развитии только трёх мегапроектов – термоядерного реактора «Игнитор», нейтронного реактора ПИК и коллайдера тяжёлых ионов NICA.

«На территории России сегодня идёт подготовка к реализации четырёх научных мегапроектов: токамака «Игнитор» в Москве, высокопоточного пучкового исследовательского реактора ПИК в Гатчине под Петербургом, комплекса сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжёлых ионов в Дубне (коллайдер NICA), ускорительного комплекса со встречными электронно-позитронными пучками в Новосибирске», – сказал Ливанов.

«Чарм-тау фабрика» будет представлять собой коллайдер, в котором будут сталкиваться электроны и позитроны с энергией от 2 до 5 гигаэлектронвольт и рождаться мезоны и барионы, содержащие c-кварки (или «очарованные», от англ. charm), а также тау-лептоны.

Этот проект позволит изучить явления, выходящие за границы основной физической теории – Стандартной модели. В частности, исследовать нарушение симметрии между материей и антиматерией, что, в свою очередь, поможет разгадать тайну почти полного отсутствия антиматерии в наблюдаемой Вселенной.

кварки мега-сайенс новосибирск супер чарм-тау фабрика физика элементарных частиц ядерная физика