Наночастицы церия полезны после инсульта

Найден новый способ терапии последствий ишемического инсульта

Ишемический инсульт, или инфаркт мозга, связан с внезапным сокращением притока крови к мозгу, которое вызывает недостаток кислорода и питательных веществ. Корейские учёные опубликовали в журнале Angewandte Chemie статью, в которой предложен новый подход к лечению последствий ишемического инсульта. Они выяснили, что наночастицы церия могут захватывать реактивные кислородные соединения, которые вызывают гибель клеток мозга, сообщает Phys.org.

Такие соединения, как супероксидные анион-радикалы (O2• –), пероксид водорода (H2O2) и гидроксил-радикалы (HO• –) образуются и накапливаются, когда поток крови к мозгу перекрыт. Они повреждают ткани и приводят к смерти клеток. В этих частях мозга уничтожаются нервные связи и нейрососудистые узлы.

Обычно врачи пытаются исключить причины замедленного кровотока (тромбоз), но до сих пор не было способа защиты нервов от окислительного разрушения после острого ишемического инсульта. Сын-Хун Ли (Seung-Hoon Lee) и Тэкван Хюон (Taeghwan Hyeon) из Сеульского национального университета надеются, что для лечения можно использовать наночастицы оксида церия.

В клетках содержатся ферменты, которые способны разрушать реактивные кислородные соединения, а именно супероксиддисмустазу, которая преобразует супероксид аниона в пероксид водорода, и каталазу, расщепляющую пероксид. И то и другое способны совершать наночастицы оксида церия. В кристаллической решётке церий содержится в форме Ce4+. Однако, если размер частицы сокращён до пары нанометров в диаметре, в ряде точек на её поверхности не хватает атомов кислорода. Таким образом, Ce3+ может связать кислород и стать Ce4+.

Исследователи подвергли культуру клеток воздействию вещества, которое увеличивает концентрацию реактивных кислородных элементов. Применение наночастиц оксида церия существенно улучшило показатель выживаемости клеток. То же самое наблюдалось при внутривенном введении наночастиц во время опытов на крысах. При этом их концентрация в здоровых частях мозга оказалась очень низкой, а в пострадавших – высокой. Видимо, наночастицы с большим трудом преодолевают гематоэнцефалический барьер, которые нарушен в повреждённых зонах мозга.

инсульт молекулярная биология наночастицы церий