Экспедиция Института археологии РАН исследовала на левом берегу реки Неман некрополь V–VI веков, принадлежащий племени скалвов (скаловов, скальвов). Это первые за последние 80 лет исследования скалвского некрополя в этом регионе: в последний раз раскопки могильника скалвской культуры на территории современной Калининградской области проводили в 1939 году возле города Тильзит (Советск).

Арбалетовидная фибула

Некрополь Ливенское находится в лесу, на берегу реки Шешупе. Он не был потревожен ни грабителями, ни последующей застройкой. Это обстоятельство позволило археологам полноценно изучить могильник, определить его хронологические рамки и собрать богатую коллекцию артефактов, характеризующих культуру скалвов – племени, населявшего земли в нижнем течении реки Неман и на восточном побережье Куршского залива во второй половине I – начале II тысячелетия.

«На сегодняшний день первые письменные упоминания о западнобалтском племени скалвов относятся к XIII веку. Некрополь Ливенское датируется эпохой Великого переселения народов, V–VI веками нашей эры. Археологические изыскания с привлечением современных методов фиксации, проведение дополнительных междисциплинарных исследований позволят узнать больше об истории региона и населении, обитавшем в этих землях задолго до сообщений о них в орденских хрониках», – сказал научный сотрудник отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН, руководитель экспедиции Эдвин Зальцман.

Весной 2022 года экспедиция ИА РАН начала охранно-спасательные работы на грунтовом могильнике Ливенское, получившем название по близлежащему поселку. Археологический памятник был обнаружен в 2016 году. Сначала ученые датировали его широким хронологическим интервалом, но работы 2022 года позволили установить точные временные рамки существования могильника и понять, как изменялась погребальная обрядность в течение почти двух веков.

В могильнике находились грунтовые погребения, совершенные по обряду ингумации (то есть трупоположения) и кремации (трупосожжения). Изучение стратиграфии могильника показало, что более древними являются погребения с ингумациями: они были совершены ранее, чем погребения с кремациями. На многих погребениях сохранились остатки каменных кладок. Антропологи провели первичное обследование останков и установили, что в могильнике погребены мужчины и женщины всех возрастных групп, но для получения более детальной информации потребуются дополнительные исследования.

«На могильнике мы нашли как погребения по обряду ингумации, так и кремации, причем кремации представлены во всем своем многообразии: от крупных компактных скоплений останков, очищенных от угля, до разрозненных мелких костей вперемешку с мелкой угольной пылью. Останки принадлежат погребенным всех половозрастных групп: мужчинам, женщинам и детям. К раскопкам на памятнике были привлечены специалисты различного профиля, некоторые из них консультировали археологов удаленно. Мы отобрали образцы костной ткани человека и животных для дальнейших исследований в лабораторных условиях (например, для возможных генетических исследований, реконструкции системы питания и миграционных процессов населения). Собраны образцы грунта для спорово-пыльцевого исследования, а также образцы органики для уточнения состава остатков органических изделий», – пояснила научный сотрудник отдела теории и методики ИА РАН Екатерина Клещенко.

Кремация с каменной вкладкой

Археологи собрали значительную коллекцию артефактов, среди которых – украшения, детали костюма, предметы быта. В числе самых интересных находок – бронзовые арбалетовидные фибулы, украшенные припаянными серебряными пластинками с пуансонным орнаментом: подобные фибулы характерны для погребений западных балтов в V веке. Еще одна находка, характерная для этой части балтского мира в V–VII веках, – бронзовые браслеты с расширяющимися концами. Также исследователи обнаружили разнообразные проволочные перстни, поясные пряжки, изготовленные из бронзы, и небольшие бусины из янтаря, в том числе выточенные на токарном станке.

Кроме украшений и деталей костюма в одном из погребений были найдены железный втульчатый топор и небольшой черешковый нож. Часть погребального инвентаря – это керамические лепные сосуды.

Но самые яркие находки, характеризующие погребальный обряд скалвов, – это захоронения с останками животных. Часть из них типична для западных балтов. Например, это захоронения частей туш молодых лошадей, причем в могилы помещали только головы животных. Любопытно, что в таких захоронениях, кроме останков животного, может полностью отсутствовать другой погребальный инвентарь.

Исключение из этого ряда составляет захоронение целой туши молодой лошади с удилами, рядом с которыми находились янтарные бусы и бронзовые спиральные кольца. Еще одна интересная находка связана с другим животным, занимающим важное место в мифологических представлениях балтов, – в одной из кремаций археологи обнаружили сожженную когтевую фалангу медведя. Когтевые фаланги медведей нередко встречаются в могильниках с кремациями на территории Восточной Европы на протяжении всего I тысячелетия.

Особенности погребального инвентаря позволили датировать эти захоронения эпохой Великого переселения народов и отнести их к периоду с V по VI век.

«Материальная культура скалвских племен предположительно наиболее близка культуре куршей, с которыми они соседствовали. Погребальный обряд местного населения, оставившего эти памятники, характеризуется сосуществованием двух обрядов погребения – трупосожжением и трупоположением. Последний, видимо, является наиболее ранним. В ряде случаев рядом с погребенным хоронили коня или его голову. Но к началу второго тысячелетия уже превалировала другая традиция – кремация, или трупосожжение», – отметил Эдвин Зальцман.

Слева: погребение по обряду кремации с погребальным инвентарем. Справа: бронзовый баслет V в. н.э. in situ

Как пояснил ученый, археологические памятники, принадлежащие культуре скалвов, сконцентрированы в районе нижнего Немана. Один из самых известных памятников – это могильник Ржевское (Линкунен), расположенный приблизительно в 30 км западнее Ливенского, возле города Советск. Некрополь Ржевское использовался продолжительное время: от эпохи римского влияния до эпохи викингов. Это был очень крупный могильник, в котором археологи исследовали не менее 1200 грунтовых погребений. Недалеко от некрополя были найдены два поселения, вероятно, связанные с могильником. Эти поселения до сих пор не изучены.

«Древности из погребений, относящихся к эпохе викингов, отличались наибольшим богатством. Вероятно, элита скалвов контролировала участок Неманского торгового пути, проходящего через их владения, что и объясняет обилие и разнообразие погребального инвентаря», – объяснил ученый.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Института археологии РАН