Американский космический аппарат Cassini в среду 28 октября в 21 час по московскому времени совершит уникальный маневр — ученые проведут его прямо сквозь ледяные струи, бьющие из-под поверхности спутника Сатурна Энцелада. Задача состоит в том, чтобы разобраться с природой этих струй и строением спутника в целом, поясняется на сайте NASA.

Загадочные струи зафиксированы в районе южного полюса Энцелада, они вырываются из-под поверхности со скоростью около 100-300 км/с. Специалисты пока не могут найти достоверного объяснения происхождению таких мощных гейзеров, подобного явления не зафиксировано нигде больше в Солнечной системе. Предполагается, что под ледяной коркой на поверхности есть теплый океан, где возможно существование жизни.

Космический аппарат Cassini пролетит сквозь них на высоте около 48 километров над поверхностью спутника и получит данные о составе струй. Ученые хотят проверить, есть ли в веществе водород, что указывало бы на гидротермальную активность, и надеются найти органические молекулы, а также планируют определить характеристики самих струй, чтобы понять, бьют ли они через трещины или точечно, через отдельные отверстия.

Первые фотографии и данные с анализаторов станут доступны не ранее, чем через неделю после маневра аппарата. «Хотя этот полет будет не самый близкий к поверхности, но наиболее близкий к южному полюсу и с глубоким погружением в струи. Мы впервые получим столь уникальные данные, это восхитительно!» — воскликнула планы миссии один из членов ее команды Линда Спилкер (Linda Spilker). Портал Научная Россия будет следить за развитием событий.