Космические программы Канады оказались на распутье

Европейское космическое агентство отказалось от услуг канадских специалистов

Космическая техника канадских разработчиков оказалась невостребованной в Европе. В частности, по сообщению генерального директора программы космических исследований Канадского космического агентства (ККА) Жиля Леклерка, это касается марсохода, который должен был отправиться к Красной планете в 2018 году в рамках совместного проекта с ЕКА «ЭкзоМарс».

Первоначально предполагалось, что аппарат будет создан компанией MacDonald, Dettwiler and Associate (MDA), изготовившей в своё время манипулятор для МКС (знаменитую «Канадскую руку»), а средства на него выделит NASA. Однако в феврале 2012 года администрация Барака Обамы, стремясь сократить дефицит американского бюджета, уменьшила финансирование марсианской программы с 587 до 361 миллиона долларов. В связи с этим космическое ведомство США было вынуждено выйти из проекта. Новым партнёром европейцев стала Россия, и канадцам сообщили, что их марсоход больше не нужен.

Однако, по словам Леклерка, наша страна также проявляет интерес к разработкам MDA – навигационной и механической системам планетохода.

Тем временем канадцы отправили на Гавайские острова аппарат для исследования поверхности Луны «Артемида-младшая». Там он должен пройти ходовые испытания на склоне одного из кратеров. Луноход сконструирован компанией «Нептек дизайн групп» из Оттавы, оснащён буром и другим оборудованием, основная функция которого состоит в поиске на земном спутнике воды. Дистанционно управляемая «Артемида-младшая» названа так потому, что является уменьшенным вариантом создаваемого той же фирмой аппарата «Артемида», предназначенного для транспортировки по Луне астронавтов и перевозки грузов.

Как говорят представители ККА, они по-прежнему рассчитывают на NASA. Лишь в 2017 или 2018 году у американцев будет готова новая разрабатываемая сейчас тяжёлая ракета-носитель, и луноходы, таким образом, могут быть доставлены к поверхности Луны в ближайшие 10 лет.

Источник: Александр Пахомов, ИТАР-ТАСС