Камфора поможет бороться с вирусами

В Новосибирске целенаправленно синтезируют вещества, обладающие теми или иными лечебными свойствами по отношению к живым организмам

В Новосибирском институте органической химии им. Н. Н. Ворожцова Сибирского отделения РАН изучают противовирусные свойства препаратов на основе камфоры. Как сообщает Центр общественных связей СО РАН, учёные добились определённых успехов в этой области.

Результаты, о которых идёт речь, получены только летом 2012 года. С этого времени химики заново нарабатывают соединение, чтобы доказать чистоту эксперимента и воспроизводимость, а также пытаются удостовериться: действуют не примеси, а именно чистые вещества. «Только сейчас в Институте гриппа РАМН начнут осуществляться исследования in vivo, а пока те результаты, что мы имеем на руках, касаются только клеточного уровня», – поясняет кандидат химических наук Ольга Яровая. Однако, по её словам, уже показано, что активность препарата на основе камфоры не просто высока, но превосходит подавляющее количество лекарств, доступных на рынке в данный момент.

«Пока это соединение-лидер, которое надо изучать дальше. По нашим предположениям, оно не должно быть токсичным in vivo, потому что, во-первых, все-таки имеет природный остов. Во-вторых, у нас есть предварительные результаты, полученные в фармакологической лаборатории нашего института», – говорит Яровая.

Теперь химикам предстоит изучение взаимосвязь структуры соединения и его активности. Кроме того, нужно проверить результаты не только на природной, но и на синтетической камфоре, которая делается с помощью модификации основного компонента состава – скипидара.

Вообще же в лаборатории лесохимии и природных биологически активных соединений (ЛЛХиПБАС) НИОХ СО РАН, где работают Ольга Яровая, а также Анастасия Соколова, получившая за разработку премию «Факел 2012», синтезируются вещества, обладающие теми или иными свойствами по отношению к живым организмам и целенаправленно создается библиотека таких структур. «Что-то мы ожидаем увидеть, что-то – нет. Одни, например, проявляют себя в качестве противораковых или противотуберкулезных препаратов, другие, тоже созданные на основе природной химии, обладают противопаркинсонической активностью. Последнее соединение тоже создано у нас в лаборатории», – рассказала Яровая. После получения библиотеки определяются вещества-лидеры, и по ним дальше проводится более углублённая работа – как химиками, так и биологами. Первые делают модификацию остова, пытаются получить различные стереоизомеры.

Источник: www.copah.info