Биомасса Земли на треть меньше предполагавшейся

Раньше учёные завышали содержание органического углерода в придонных слоях океана

Принятую оценку всей массы живых организмов на планете следует снизить на треть, считают учёные из Школы океанографии Род-Айлендского университета (США) и их коллеги из Германии. Работа об этом была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Science.

Принято считать, что масса углерода в организмах Земли составляет около триллиона тонн. 30 % этой цифры относится к одноклеточным морского дна, а 55 % – к наземным растениям. Теперь учёные подсчитали, что масса углерода придонных организмов – не 300 миллиардов тонн, а лишь около 4 миллиардов. Значит, общая биомасса планеты меньше на треть.

«Раньше сложно было оценивать микробную биомассу в океанических осадках, поскольку соответствующие исследования проводились преимущественно в прибрежных, высокопродуктивных регионах. При поддержке Национального научного фонда нам удалось получить образцы из центральной зоны Тихого океана – региона с одним из наименьших показателей продуктивности в океане», – рассказал исследователь Роб Покальни (Rob Pockalny).

«Примерно половина мирового океана крайне бедна питательными веществами. Что оценка придонной биомассы завышена, подозревали десять последних лет. К сожалению, раньше не было таких данных, которые подтверждали бы это», – объяснил соавтор работы Йенс Калльмайер (Jens Kallmeyer) из Потсдамского университета.

Донные осадки из отдалённых мест океана собирали в течение шести лет. Выяснилось, что в этих «океанических пустынях» в 100 тысяч раз меньше одноклеточных, чем в прибрежных районах.

Опираясь на имеющиеся данные о скорости накопления осадков и удалении от берега, учёные составили примерную карту распределения микроорганизмов. После этого они пересчитали содержание общего органического углерода на Земле.

биосфера род-айлендский университет углерод