Материалы портала «Научная Россия»

«Буран» превосходил шаттлы по всем показателям – ВИАМ

«Буран» превосходил шаттлы по всем показателям – ВИАМ
15 ноября текущего года отмечается 25-летие первого и единственного полёта отечественного космического корабля многоразового использования

Советский многоразовый космический корабль «Буран» опередил своё время и по большинству показателей превосходил американскую систему «Спейс-шаттл», говорится в аналитическом докладе экспертов Всероссийского НИИ авиационных материалов (ВИАМ), подготовленного к 25-летнему юбилею со дня его запуска (выдержки из этого доклада приводит РИА Новости).

«Наш «Буран» мог находиться на орбите вдвое дольше американского «челнока»: 30 суток против 15-ти, брать на борт 30 тонн груза (шаттл – 24 тонны) и 10 членов экипажа (7 астронавтов). Подготовка к запуску на Байконуре занимала всего 15 суток (против месяца предстартовых операций для шаттла на мысе Канаверал). Но самое главное отличие от американской системы заключалась в том, что советский корабль был способен выполнять полёт и осуществлять посадку в автоматическом режиме, что с блеском подтвердил 15 ноября 1988 года», – отмечается в докладе. Последний факт, кстати, был занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

Кроме того, комплекс «Спейс-шаттл», состоявший из ракетного топливного бака и двух твердотопливных ускорителей, не мог быть использован для вывода на орбиту никаких иных космических аппаратов, кроме «челноков», которые, к тому же, не имели возможности несколько раз заходить на посадку, так как могли садиться только с выключенными двигателями.

Советская же схема с применением сверхтяжёлой ракеты-носителя «Энергия» изначально создавалась универсальной. Она позволяла осуществлять вывод на орбиту любых космических кораблей и грузов массой до 100 тонн, а корабль «Буран» мог задействовать собственные двигатели управления во время снижения и посадки в автоматическом режиме.

Наш орбитальный самолёт был рассчитан на 100 полётов, твердотопливный ускоритель – на 20, основные двигатели – на 66 полётов. Одноразовым элементом в советской системе был только подвесной топливный бак. После первого полёта «Бурана» из 38800 уникальных теплозащитных плиток было потеряно всего восемь. Для сравнения, после первого полёта американского шаттла из 24 тысяч 192 плиток и 3 тысяч 254 гибких матов изоляции потребовалась замена более ста теплозащитных элементов.

Созданный СССР в ответ на разработку американской многоразовой транспортной космической системы проект «Энергия-Буран» объединил 1200 предприятий промышленности. Для создания корабля только специалистами ВИАМ было разработано 39 принципиально новых материалов и 230 совершенно новых технологий. Программа длилась 18 лет – от начала разработок в 1974 до окончательного закрытия в 1993. Общий объём затрат составил 16,5 миллиарда советских рублей.

буран многоразовая ракетно-космическая система отечественные разработки юбилей

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий