Шмели: навигация методом проб и ошибок

Шмели не сохраняют в памяти «карту» местности, а учатся ориентироваться методом проб и ошибок, выяснили британские энтомологи

Британские учёные разгадали секрет навигации шмелей, путешествующих за нектаром. Как пишет портал Science Now, насекомые всякий пытаются решить задачу, которую математики называют «проблемой странствующего торговца»: найти кратчайший путь от цветка к цветку. При этом в их памяти откладываются сами маршруты, но не образ местности.

Специалисты колледжа Куин-Мэри Лондонского университета под руководством француза Матьё Лиоро (Mathieu Lihoreau) проделали следующий опыт: шмелей, снабжённых миниатюрными приёмо-передающими радиоустройствами, заставили летать между пятью симуляторами цветков. Каждый из последних представлял собой пластиковый диск с небольшим количеством сахарного раствора. На всех этих своего рода ловушках были установлены веб-камеры, реагирующие на движение, и их расположили в форме правильного пятиугольника со стороной около 50 метров, что примерно в три раза превышает предел видимости шмеля. Сахароза же была распределена так, что на каждом диске находилась пятая часть от того количества, которое насекомые в реальности собирают с одного цветка, чтобы они постоянно облетали все ловушки.

Выяснилось, что траектория первых полётов между искусственными цветами имеет весьма запутанную форму, а её протяжённость составляет порядка двух километров. Но с течением времени шмель запоминает, где расположен ближайший соседний цветок, и к последнему путешествию сокращает общий путь до 458 метров.

По словам Лиоро, каждому насекомому достаточно проработать 20 из 120 различных вариантов полёта, чтобы найти наиболее удобный вариант. При этом, отмечает учёный, вряд ли стоит представлять себе какую-либо «когнитивную карту», которая складывается в памяти у шмеля. «Идея, что насекомые занимаются умозрительным конструированием местности, весьма противоречива… Это было бы переоценкой способностей миниатюрного мозга, где меньше миллиона нейронов», – говорит Лиоро.

Впрочем, энтомологи и без того восхищены способностью этого мозга находить практически идеальное решение задачи о «странствующем торговце» за относительно небольшое время и число попыток, отмечает комментатор исследования – Мандиам Сринивасан из университета Квинсленда, Австралия.

насекомые обработка данных шмели этология