Бумажные осы жестоко наказывают лжецов

Новое исследование показало, что обманная стратегия надолго лишает лжецов важного репродуктивного гомона.

Эволюционный биолог Элизабет Тиббетс (Elizabeth Tibbetts) из Мичиганского университета (США) и ее коллеги исследовали коллективное взаимодействие бумажных ос. Они увидели, что передача неточных сигналов одной из особей дорого обходится всей группе. Поэтому «лжецы» среди ос подвергаются репрессии — наказанию суровому и длительному. О результатах исследования сообщается в пресс релизе Мичиганского университета.

Рисунок на брюшке у каждой осы — индивидуален. Таким способом эти насекомые сигнализируют о своих боевых качествах. Это позволяет сильным особям выигрывать больше поединков, а подчас — избежать реальных столкновений. Так почему бы не воспользоваться этим и не выдать себя за более сильную особь?

В ходе эксперимента ученые собрали нескольких маток осы Polistes dominulus в местности Анн-Арбор весной во время гнездования и помещали их в небольшую прозрачную коробку парами. При этом окрас одной из них был искусственно изменен предварительно в лаборатории таким образом, что сигнализировал о несуществующей агрессивности.

После схватки ученые оценили количество ран, а также уровень т.н. ювенильного гормона. Известно, что он, как и мужской половой гормон, у беспозвоночных отвечает за агрессию, доминирующее положение и фертильность.

Ученые увидели, что обманщик получает больше укусов, и после боя уровень ювенильного гормона у него резко падает. Однако его содержание увеличивается после поединка.

«Один из самых интересных выводов нашей работы в том, что она показывает: обман влияет на физиологию "обманщиков" и особей, которые взаимодействуют с ними», — говорит Тиббетс.

По мнению исследователей, даже временные изменения уровня гормонов могут влиять на эволюционную пригодность индивида через воздействие гормонов на физиологию и поведение насекомых. У бумажных ос ювенильный гормон влияет на социальное положение и определяет прижизненные репродуктивные возможности. Ученые объясняют, что рисунок на теле осы имеет такую же эволюционную функцию как и узор на павлиньем хвосте или величина рогов самца оленя. Деактивация ювенильного гормона в период гнездования может иметь для «обманщика» долгосрочные нежелательные последствия.

Ранее портал Научная Россия писал о том, как осы превращают божьих коровок в зомби.

polistes dominulus бумажные осы окрас осы