Жизнь в зеленом цвете

Яркий наряд и причудливая форма для насекомых в тропиках - способ выжить и оставить потомство.

Выжить в тропическом лесу многим насекомым помогает  надежная маскировка – поэтому так часто мы видим в их окраске зеленый цвет, делающий неподвижно сидящее насекомое совершенно невидимым. Другие обитатели тропиков окрашены в яркие кричащие цвета, их тело покрыто угрожающего вида шипами и выростами, как бы предупреждающими  хищника – держись подальше!  В брачный период яркий наряд позволяет привлечь партнера.
Зрительные способности насекомых совершенны. Их восприятие цвета резко отличается от нашего, хотя бы потому, что у насекомых по сравнению с человеком наблюдается сильный сдвиг в коротковолновую часть спектра: они воспринимают зелено - желтые, синие и ультрафиолетовые лучи. Последние для нас невидимы. Представители высших групп Insecta имеют цветовое зрение, основанное на восприятии трех основных цветов, смешение которых и дает все красочное многообразие окружающего нас мира. У разных насекомых разные цветовые предпочтения. Красный и фиолетовый цвета нравятся крупным насекомым – бабочкам, пчелам. Синий цвет любят мухи. Желтый и оранжевый – осы. Эти цвета напоминают им о растениях, обладающих их любимым нектаром. Не найдя желтого цветка, оса будет искать розовый цвет клевера. Немалую роль играет обоняние: блюдечко с медом на самом скромном фоне заставит насекомых забыть о цветовой палитре.

Для нас – жителей средней полосы – яркие наряды тропических насекомых, созданные миллионами лет эволюции – неизменный повод для восхищения. В коллекции Инсектария Московского зоопарка представлены насекомые, обитающие в самых различных естественных биотопах. Их яркая палитра и причудливые формы вызывают особый интерес и эмоции у зрителей.

Разнокрылого палочника Heteropteryx dilatata  называют еще «нимфа джунглей». Эти насекомые были обнаружены в горных лесах Малайзии. В настоящее время искусственные популяции разнокрылых палочников имеются в нескольких странах, в том числе и в России.

Взрослая самка разнокрылого палочника – очень мощное и красивое существо, в длину достигает 12 см. Покровительственная окраска хорошо маскирует ее в листве и поэтому она любит сидеть неподвижно.

Тело и конечности палочника покрывают шипы, которые насекомое в случае необходимости может пустить в ход.

Снизу палочник окрашен в более темные травянистые тона.

Гигантская саранча Tropidacris сollaris обитает в Центральной Америке. Масса тела у самок может достигать 30г, а длина – 14 см. Это примерно размером с галку.

Это насекомое-гигант сравнительно малоподвижно и не образует больших стай, но может наносить немалый вред фруктовым садам.

Саранча аулархес Aularches miliaris имеет красивую предупредительную окраску – темную с желтыми пятнами.

Это насекомое при попытке взять его в руки выделяет ядовитую пену,

Латинское название новогвинейского палочника Eurycantha  calcarata  в переводе на русский язык означает «вездешип ужасный» Огромные шипы-шпоры длиной до 7мм способны причинить серьезную боль и даже проткнуть кожу обидчика. Защищаясь, палочник резко взмахивает задними конечностями, пытаясь вонзить шипы в обидчика. В неволе эти существа очень неприхотливы и даже могут приручиться и перестать угрожать своим оружием.

Новогвинейский палочник – один из самых крупных в мире: длина самки – 17 см, а вооруженного шипами самца – 14 см.

Австралийский палочник Extatosoma tiaratum  за свой выразительный облик получил название «мертвый лист». В состоянии покоя он неподвижно висит на ветке, однако будучи потревоженным, начинает ритмично раскачиваться, подобно сухому листу на сильном ветру.

В ротонде павильона «Фауна Индонезии» Московского зоопарка может одновременно летать 200-250 экземпляров тропических бабочек 10-15 видов преимущественно из лесов Южной и Центральной Америки и Юго-Восточной Азии. На снимке: парусник Лови (Papilio lowi)

Куколки бабочек Морфо прикрепляются к специальным полочкам за нечувствительный участок их покровов – кремастер. Особо удачливым посетителям удается увидеть, как бабочки выходят из куколок.

Южноамериканские бабочки Морфо пелеидес (Morpho peleides)  – безусловно, одни из самых эффектных бабочек, с крыльями, отливающими металлической синевой.

инсектарий московского зоопарка покровительственная окраска