Раскрыт секрет движения насекомых под водой

Благодаря щетинкам на своих ногах насекомые могут передвигаться под водой и по мокрым поверхностям

Биоинженеры раскрыли секрет устойчивого движения насекомых по влажным поверхностям, в том числе под водой, сообщает сайт журнала Nature.com.

Давно известно, что большинство членистоногих способны успешно передвигаться по отвесным поверхностям и даже вниз головой. У жуков, в частности, листогрызов и божьих коровок, это возможно благодаря взаимодействию желёз, выделяющих особую жидкость, со щетинками на ногах, улавливающими её. Но те же жуки могут сохранять своё устойчивое положение и тогда, когда субстрат покрыт водой или даже погружен в неё, что доступно уже не всем насекомым.

Наоэ Хосода из Национального института материаловедения в японском технополисе Цукуба и Станислав Горб из Кильского университета (ФРГ) разгадали этот механизм. Путём самых простых экспериментов им удалось установить, что в условиях повышенной влажности ноги божьих коровок и листогрызов выполняют функцию, обратную сухопутной. Те же микроскопические волоски улавливают уже не жидкость, а пузырьки воздуха, за счёт чего и возникает эффект присоски.

Хосода и Горб даже смоделировали этот принцип движения в техническом устройстве: игрушечный бульдозер снабдили гусеницами из полимера со щетинистой поверхностью. Как и насекомые, модель машины устойчиво передвигалась по наклонным и вертикальным стёклам внутри заполненного водой аквариума.