Британские ученые: все всерьез

Словосочетание «британские ученые» в научном мире порой вызывает улыбку: самые нелепые и странные открытия приписывают именно им. Однако следует восстановить справедливость: открытия многих британцев совершил истинные  прорывы в науке. Итак, представляем вам ТОП-10 самых значимых британских открытий всех времен.

Закон всемирного тяготения

Исаак Ньютон. Наверняка еще до Исаака Ньютона люди задумывались, почему все предметы падают на землю. Кеплер и Декарт пытались даже сформулировать свои законы, Собственно, Ньютон в книге «Математические начала натуральной философии» в 1687 году ссылался на эмпирические законы Кеплера. Но теория Ньютона, в отличие от гипотез предшественников, имела ряд существенных отличий. Математик опубликовал не просто предполагаемую формулу закона всемирного тяготения, но фактически предложил целостную математическую модель.

Электродинамика

Британский физик и математик Джеймс Максвелл первым изложил основы современной классической электродинамики. Он ввел в физику понятия тока смещения и электромагнитного поля. Собственно, благодаря ему мы кое-что знаем о переменном токе, электрическом заряде, электрическом и магнитном поле. Благодаря этим открытиям мы пользуемся всей электроникой и электротехникой.

Паровоз

Хотя это уже и устаревшее изобретение, именно благодаря паровозам и железной дороге мир стал таким, как он есть сейчас. Правда, вместо паровозов сейчас электровозы и дизельные поезда. А благодарить за изобретение первого паровоза мы должны Джорджа Стефенсона. Также этот британец создал и первую железную дорогу.

Эволюция

Революционное открытие, сделанное натуралистом Чарльзом Дарвином, полностью изменило наш мир. Дарвин одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развернутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределенную изменчивость. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии.

Антибиотики

Бактериолог Александр Флеминг поначалу занимался лечением сифилиса. Он придумал простую (на то время) диагностику сифилиса по капле крови из пальца. До этого кровь на анализ брали из вены.  Свое же главное открытие — пенициллин — Флеминг сделал абсолютно случайно. Его лаборатория была настолько грязной, что уехав к семье и вернувшись через месяц, он обнаружил на одной из пластин со стафилококками плесневые грибы. И все присутствовавшие на пластине колонии стафилококков были уничтожены. Таким образом, Флеминг выделил вещество, которое помогло спасти от скарлатины, пневмонии, менингита и дифтерии множество людей.

Ядерная физика

Отцом ядерной физики называют Эрнеста Резерфорда. Он сформулировал планетарную модель атома, открыл альфа- и бета-излучение, короткоживущий изотоп радона и множество других изотопов. Также именно он объяснил на основе свойств радона радиоактивность тория, открыл и объяснил радиоактивное превращение химических элементов, создал теорию радиоактивного распада, расщепил атом азота, обнаружил протон. Доказал, что альфа-частица — ядро гелия. Правда, назвать Резерфорда британцем — не совсем верно. Он родился в Новой Зеландии. Его дед иммигрировал туда из Шотландии. В 24 года Эрнест Резерфорд переехал в Великобританию, где обучался в Кембридже.

Клонирование

Хотя попытки клонирования, даже успешные, предпринимались и ранее, но только в 1996 году весь мир был потрясен появлением овечки Долли. Причем, в ее имени есть доля чисто британского юмора. Имя Долли (англ. Dolly — Куколка) появилось по предложению ученого Кита Кэмпбелла. Сама овечка клонирована из клетки вымени. Американская певица Долли Партон любила акцентировать внимание на своем крупном бюсте. В честь нее и назвали овечку. Именно Кит Кэмпбелл провел эксперимент по клонированию под руководством Яна Вилмута в Рослинском институте. К сожалению, в октябре этого года Кэмпбелл умер.

Черные дыры

Самый известный физик-теоретик в мире — Стивен Хокинг — первым объяснил применение термодинамики к описанию черных дыр. Также он разработал теорию, объясняющую, что черные дыры «испаряются» за счет явления, получившего название излучение Хокинга. Кроме того, британский физик - известный популяризатор физики. Но из-за болезни (физик прикован к инвалидному креслу и не может говорить) на данный момент Хокинг практически не появляется на публике. Тем не менее, он участвует во многих шоу. Например, его синтезированный голос звучит в мультсериале «Симпсоны», где он озвучил самого себя. Участвовал физик  и в популярном сериале «Теория Большого взрыва».

Стандартная модель

Британец Питер Хиггс еще в 60-х годах прошлого столетия предположил, что существует бозон, отвечающий за массу любой элементарной частицы. Это допущение было сделано в рамках Стандартной модели. Так называется теория, описывающая электромагнитное, слабое и сильное взаимодействие всех элементарных частиц.  В 2012 году на Большом адронном коллайдере удалось зарегистрировать ранее неуловимую частицу, которую называют бозоном Хиггса.

Интернет

Основоположником современного интернета называют британца Тима Бернерса-Ли, который придумал такие протоколы, как URL, HTTP, HTML. В 1991 году британский ученый создал World Wide Web («Всемирную паутину»). С 1994 года Тим Бернерс-Ли - глава «Консорциума Всемирной паутины» (World Wide Web Consortium, W3C).

По материалам портала ТЕХНО bigmir.net.

александр флеминг джеймс максвелл джордж стефенсон исаак ньютон кит кэмпбелл питер хиггс стивен хокинг тим бернерс-ли чарльз дарвин эрнест резерфорд