Мозг воспринимает математику как произведение искусства

Исследователи из Университетского колледжа Лондона(Великобритания) обнаружили, что математическая красота возбуждает в мозге те же зоны, что и красота обычная.

В эксперименте участвовали 15 математиков, которым показывали 60 разных математических выражений. Сами математики перед этим оценили эти формулы как красивые, некрасивые или никакие, пользуясь 10-балльной шкалой, в которой «–5» соответствовало самому некрасивому примеру, а «+5» — самому красивому. В качестве примеров использовались уравнения таких титанов, как Эйлер, Риман и др.

Через две недели исследователи опять пригласили математиков в лабораторию и с помощью фМРТ проследили за активностью их средней орбитофронтальной коры, пока испытуемые снова разглядывали формулы. Эта зона мозга считается ответственной за красоту, она активируется, когда мы наслаждаемся музыкой или картиной.

В журнале Frontiers in Human Neuroscience авторы пишут, что на красивые формулы мозг отзывался так же, как он реагирует на искусство в широком смысле этого слова: например, реакция на эйлеровское уравнение оказалась сродни восприятию известного монолога Гамлета. (Дифференциальному уравнению Римана, напротив, не повезло — оно было признано одним из самых безобразных.)

формула
Конечно, из этих данных вовсе не следует, что красота искусства и красота математики имеют одну и ту же природу или воспринимаются совершенно одинаково. Осторожней будет сказать, что некоторые характеристики того и другого (например, те, что относятся к простоте, симметрии, элегантности объекта созерцания) действуют на нас схожим образом.

Впрочем, древние греки, например, восприняли бы эти результаты (за вычетом фМРТ, принципов работы мозга и прочего) как само собой разумеющиеся — в конце концов, для многих из них математические абстракции именно что выражали высшую форму красоты.

Подготовлено по материалам Medical Xpress.

Источник: compulenta.computerra.ru