Мозг важнее глаз для зрения?

Как считают нейробиологи из Виргинского университета, для хорошего зрения важнее иметь развитый мозг, чем сложно устроенный глаз

Строение глаза может иметь меньшее значение для зрения по сравнению со способностью мозга собирать световые точки в сложные изображения. По крайней мере, так полагают сотрудники Виргинского университета, опубликовавшие статью в журнале Nature Communications.

Учёные выяснили, что простые глаза личинки дрозофилы с 24 фоторецепторами (для сравнения – у человека их 125 миллионов) дают достаточно визуальной информации для того, чтобы довольно развитый мозг собрал её в понятную картину.

Это выяснилось случайно. В ходе одного эксперимента исследователи заметили, что если одна личинка закреплена на дне чашки Петри, другие обращают внимание на её попытки вырваться и двигаются в её сторону. Несмотря на слабые глаза, животные изучали ситуацию, двигая головой, «сканируя» вид.

«Разгадка наверняка в большом, сложном мозге этих животных. Им достаточно получать пару десятков световых точек и преобразовывать их в распознаваемые изображения – как астроному с маленьким телескопом, который из плохого изображения получает много информации о звезде», – пояснил нейробиолог Барри Кондрон (Barry Condron).

Именно при помощи таких сканирующих движений получается панорамное изображение, на котором можно что-то различить. Учёные доказали, что дело в этом, а не в слухе, обонянии или осязании, так как личинки одинаково реагируют как на живых сородичей, так и на видеозапись. При этом замедленная или убыстренная запись дёргающейся личинки не привлекает внимания. Не вызывает интереса также ни мёртвая личинка, ни личинка другого вида в чашке Петри; проблематично оказалось вызвать реакцию на дёргающуюся личинку в темноте.

«Похоже, они в очень высокой степени визуально чувствительны к деталям и скорости движения и могут таким образом узнавать представителей своего вида. Это хорошая модель для понимания роли мозга в обработке изображений, например, распознавании лиц, у живых организмов и у человека в том числе», – заявил Кондрон.

По его словам, такой же механизм «сканирования» используют люди с серьёзной потерей зрения, чтобы собрать картинку из слабых источников света. То же самое делают пациенты с имплантатами невысокого разрешения.

Данное открытие может существенно продвинуть знания о зрении человека. Ещё больше станет известно, когда будет полностью изучена нервная система дрозофилы (а это произойдёт через год). Дело в том, что она похожа на человеческую, но содержит 20 тысяч нейронов против 100 миллиардов у людей.

Источник: news.virginia.edu