В длиннейшей пещере России жили люди

В Ботовской пещере (Иркутская область) найдено множество ископаемых свидетельств пребывания древнего человека, а также останки животных

Учёные подводят первые итоги экспедиции в Ботовскую пещеру, расположенную в Жигаловском районе Иркутской области вблизи реки Лены. Эта пещера считается самой протяжённой в России – общая длина её ходов составляет около 67 километров. В ходе нынешней экспедиции, 25-й по счёту, здесь обнаружили свидетельства пребывания древнего человека.

Экспедиция завершилась 16 февраля текущего года. В течение шестнадцати дней группа спелеологов из клуба «Арабика», археологов и палеонтологов под руководством Александра Осинцева изучала этот природный лабиринт. Исследователи нанесли на карту более километра новых ходов, а также нашли большое количество ископаемого материала. В частности, обнаружены каменные и костяные наконечники для стрел, рассыпанные по полу, зола от факелов, камень, принесённый извне пещеры, с изображением стрелки, как полагают учёные, указывающей на выход, и отпечатки на сырой глине, сохранившиеся нетронутыми с тех пор, как их оставила нога древнего человека.  Археолог Артём Козырев считает, что находкам пять или шесть тысяч лет и они относятся к эпохе неолита, для точного же датирования возраста артефакты будут отправлены в Оксфорд, где их смогут атрибутировать с точностью до 50 лет. В России нет достаточных ресурсов для этого.

Кроме того, исследователи нашли останки некоторых видов млекопитающих, например, целый скелет белогрудого медведя, чей возраст, по заверениям одного из участников группы, научного сотрудника Института земной коры СО РАН палеонтолога Алексея Клементьева, составляет по меньшей мере 45 тысяч лет. Примечательно, что в Ботовской пещере в самых дальних и разных концах обнаружено более трёх десятков частей скелетов древесного медведя.

По словам Александра Осинцева, в пещере созданы прекрасные условия для сохранения артефактов, чья разница в возрасте может составлять несколько десятков тысяч лет. Там также обитают низкотемпературные микробы, которые в будущем могут быть использованы для космических исследований или для выведения микроорганизмов, способных бороться с вредителями сельхозкультур.

Примечательно, что лишь в последний день экспедиции учёным удалось открыть запечатанный льдом проход в новую, потенциально многокилометровую часть Ботовского лабиринта. Но его исследования продолжатся уже в следующем году, так как добраться до пещеры можно только по зимнику.

Источник: www.vsp.ru