Расшифрован геном «обезьяньих хиппи»

Факторы чрезвычайно миролюбивого для приматов поведения бонобо – особого подвида шимпанзе, – возможно, кроются в генетике

Учёные расшифровали генетический код обезьяны бонобо – особого подвида крупных приматов, обитающих в Экваториальной Африке к югу от реки Конго. Внешне бонобо практически неотличимы от шимпанзе и долгое время считались одним с ними видом, однако если последние славятся своей агрессивностью, то среди первых конфликты чрезвычайно редки, что давно вызывает пристальное внимание зоологов.

И вот теперь международная исследовательская группа обладает полным геномом 18-летней самки бонобо по кличке Улинди. С его помощью специалисты надеются установить причины миролюбивого поведения этих человекообразных, а заодно и пополнить данные о наших собственных генетических различиях с обезьянами.

По словам руководителя исследований Кая Прюфера из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, возникновение бонобо как видовой группы можно отнести ко времени появления самой реки Конго – 1,5-2 миллиона лет назад. Именно этот мощный водоток является границей между их группами и популяциями шимпанзе: обезьяньи «пацифисты» обитают строго по левому, южному берегу реки. Тщательный генетический анализ показал, что у шимпанзе, живущих напротив, гораздо больше сходства с их сородичами откуда-нибудь из Кот-д-Ивуар, чем с бонобо.

К северу от Конго живут разные виды человекообразных обезьян: территории шимпанзе пересекаются с территориями горилл, следовательно, им приходится конкурировать за пищу, добавляет Виктория Воббер, психолог-компаративист из Гарвардского университета. А вот за рекой горилл нет – это, возможно, и послужило причиной того, что обитавшие там приматы постепенно утратили свою агрессивность, и отсутствие конфликтов в конце концов оказалось «зашито» в их генах.

Любопытно также отношение бонобо к сексуальным контактам: они часто не носят ярко выраженного репродуктивного характера и бывают однополыми. Учёные полагают, что именно секс эти животные используют как средство разрешения противоречий. Их даже прозвали «шимпанзе-хиппи».

Самая же большая выгода от недавнего открытия состоит в возможности «сузить список» и приблизиться к пониманию того, какие именно гены отличают обезьян от человека, уверен Аджит Варки, биохимик Калифорнийского университета в Сан-Диего. Примерно 1,6% человеческого генетического кода демонстрируют большее сходство с бонобо, нежели с шимпанзе.

Источник: Юэн Каллауэй, Nature.com