БОЛЬШОЙ ТЕЛЕСКОП САО БУДУТ ВВЕДЕН В СТРОЙ В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ

Флагман Специальной астрофизической обсерватории — Большой телескоп азимутальный (БТА) будет введен в действие к концу октября. Работы по завершению алюминирования главного зеркала пока не завершены из-за задержки необходимых компонентов для этой операции на таможне.

Несмотря на то, что 6-метровое зеркало, о котором идет речь, было создано в 1975 году (к 2018-му его обновили на Лыткаринском заводе оптического стекла), на сегодняшний день оно способно давать основную часть данных о нашей Вселенной для астрономов России, СНГ и других стран ближнего зарубежья. Телескоп по-прежнему популярен среди специалистов, которые ожидают начала работы.

-Мы обладаем рядом уникальных методик , которые в других местах не развиваются, - поясняет директор САО Валерий ВЛАСЮК.

Напомним историю обновления главного зеркала БТА. Первое зеркало работало в обсерватории с 1975 по 1979 годы, после чего было заменено на более совершенное, которое проработало до 2017 года. В 2006-м году на совещании Отделения общей физики и астрономии РАН было принято решение о переполировке запасного, то есть первого зеркала БТА. Почему же возникла необходимость реанимировать первое зеркало?

-Отражательный слой алюминия у зеркала должен постоянно обновляться, - старый слой мы для этого смываем и наносим свежий, - поясняет Власюк. - Но выяснилось, что многократные процедуры на главном зеркале, которое проработало у нас дольше всего, привели к микрошероховатости на его рабочей поверхности, и у нас возникло сомнение, что оно сможет удовлетворять потребностям специалистов. Поэтому были начаты работы по подготовке переполировки перового зеркала 1975 года выпуска, хранившегося в обсерватории. В 2007-м году зеркало было доставлено на Лыткаринский завод для того, в течение трех лет провести все необходимые работы по его обновлению. Но в результате из-за нехватки денег работа растянулась почти на 10 лет. Когда наша обсерватория вошла в ФАНО, работы удалось профинансировать в полном объеме, и зимой 2017-18 года они были завершены. В мае 2018 года начались работы по замене главного зеркала.

Теперь для ввода в строй необходимо нанести на его рабочую поверхность тонкий слой алюминия. Однако пока есть проблемы с прохождением таможни некоторых компонентов, необходимых для данной операции.

- После того, как алюминирование будет завершено, и будет получено заключение о надлежащем качестве работы, мы примем решение о плане дальнейших работ, - пояснил Власюк.

Новое зеркало обеспечит снижение рассеянного цветового фона в изображениях звезд и галактик. Астрономы смогут благодаря ему видеть в два раза дальше, чем со старым.

Справка. БТА в настоящее время обслуживает 40 сотрудников. Это инженеры, электротехники и механики. Астрофизики в последние годы на сам телескоп, расположенный на высоте 2070 м над уровнем моря, в поселке Нижний Архыз Карачаево-Черкесии, не поднимаются, - работают по системе удаленного доступа.

В 2019 году САО будет отмечать свое 53-летие. В 1966 году ее создали специально для обслуживания работы Большого телескопа азимутального (БТА) и радиотелескопа академии наук РАТАН-600. Эти инструменты являлись крупнейшими в мире до 1990 годов прошлого века.

бта сао