Большие мозги самок гуппи помогают им спасаться от хищников

Ученые исследовали, помогает ли больший размер мозга по сравнению с средним у рыбок гуппи лучше избегать опасность. Оказалось, что большой мозг помогает только самкам этих рыб

Группа ученых под руководством Александра Кортшала (Alexander Kortschal), из Стокгольмского университета и Венского университета ветеринарной медицины, исследовала, как размер мозга влияет на способность рыбки избегать встреч с хищниками. Свое исследование биологи опубликовали в журнале Ecology Letters .

Известно, особи одного вида у самых разных животных часто сильно отличаются по размеру головы, а, следовательно, обычно и по объему мозга друг от друга. Однако до сих пор мало известно было о том, как размер головы влияет на приспособленность организма к жизни. Группа Александра Кортшала попыталась понять, что дает больший размер головы небольшим рыбам-гуппи.

Для этого они прибегли в эксперименту: обустроили 6 резервуаров, по условиям приближенных к естественным условиям обитания гуппи, потом в каждый из них запустили по 800 рыбок, самцов и самок, часть из которых имели обычный для гуппи размер головы, а часть более крупную голову, а кроме того одну цихлиду — их природного врага. После этого ученые каждую неделю в течение 5 месяцев проверяли, сколько и каких рыбок-гуппи съела цихлида. Как оказалось, от цихлиды чаще всего удавалось спастись самкам, а не самцам, при этом самки с более крупной головой избегали смертоносной встречи с цихлидой на 13,5% чаще.

При этом не было отмечено существенной разницы в том, какие самцы гуппи становились жертвами цихлиды — с большой или маленькой головой. То, что самцы гуппи чаще гибли от цихлиды, ученые объясняют их более яркой окраской по сравнению с самками. Этим же фактом они объясняют то, что большая голова не помогла самцам, поскольку самцы с большой головой более яркие, чем самцы с небольшой головой, как они показали в другом своем исследовании, при том, что самцы с головой побольше в среднем передвигались немного быстрее, чем их братья с головами обычными.

Таким образом, замечают исследователи, им удалось показать, что больший размер головы и мозга, по крайней мере гуппи помогает иногда избегать встречи с хищниками. И, соответственно, является ценным свойством.

гуппи мозг размер головы