Ученые из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США) под руководством врача-невролога Бью Анцеса (Beau Ances) исследовали значение альтернативного «кандидата» на роль основной причины старческого слабоумия — им стал не нашумевший бета-амилоид, а белок тау. Ученые увидели, что его накопление в мозге сопутствует основным симптомам заболевания — забывчивости и когнитивным расстройствам. Об исследовании рассказывает Science.

Как полагает большинство ученых, старческая деменция развивается из-за отложений белка бета-амилоида в головном мозгу. Липкие бляшки этого вещества, как считается, затрудняют работу нейронов, а со временем приводят к их гибели. Однако около десяти лет назад ученые нашли и другую возможную причину этого заболевания — белок тау, также с возрастом накапливающийся в тканях мозга.

Новый метод визуализации, названный позитрон-эмиссионная томография (ПЭТ), позволяет оценить уровень этих веществ в головном мозге пациентов. Для этого в кровь вводят безопасную дозу радиоактивного контрастирующего вещества, а сама процедура напоминает обычную магнитно-резонансную томографию.

Доктор Анцес и его коллеги установили, что у некоторых людей имеется очень большое количество бета-амилоида в тканях мозга, но в то же время симптомов болезни Альцгеймера у них не отмечается. Всего в исследовании принимало участие 10 человек с легкой формой старческой деменции и 36 практически здоровых людей.

Чем больше отложений тау было в височных долях мозга, которые отвечают за память, тем хуже испытуемый проходил тесты на запоминание и внимание.

Авторы нового исследования предполагают, что метод, ориентированный на выявление количества елка тау, мог бы стать хорошим диагностическим приемом, позволяющим выявлять заболевание на ранних стадиях.

Впрочем, другие специалисты в этой области считают такие выводы преждевременными. Клинический невропатолог из университета Макгила (Канада) Педро Роза-Нето (Pedro Rosa-Neto) говорит, что сканирование мозга участников эксперимента проводилось не в динамике, а только в один момент времени. Поэтому он не может доказать наличие связи между увеличением тау и психическим истощением. Тем не менее, по его словам, это очень хорошая статья, которая показывает, как тау и амилоид способствуют разным типам когнитивной патологии.

Группа Анцеса намерена продолжить исследования в этой области. Ученые надеются продвинуться в исследовании причин болезни Альцгеймера, использовав более масштабную выборку, участники которой будут наблюдаться в течение длительного времени.

Ранее портал Научная Россия писал о том, риск развития старческого слабоумия связан с работой «внутренней GPS».