На пути к рукотворным звездам

Когда будет создано рукотворное солнце, как уничтожать бактерии без антибиотиков и как будет выглядеть плазменная панель в ближайшем будущем?  На эти и многие другие вопросы ищут ответ ученые, которые работают в области плазменных технологий

Уникальный научно-образовательный комплекс‚ не имеющий аналогов в России – центр «Плазменные  исследования и технологии» открылся в Бауманском университете. Главная идея – поддержать новые направления исследований, объединив усилия ученых в области физики плазмы и плазменных технологий.

В церемонии открытия приняли участие вице-премьер России Владислав Сурков, ректор МГТУ Анатолий Александров, академик РАН Владимир Фортов и другие российские и зарубежные ученые. Возглавляет центр директор Мюнхенского Института Внеземной Физики общества Макса Планка Грегор Морфилл.

По словам академика Владимира Фортова, уже несколько лет ученые из разных стран ведут совместные исследования в области физики плазмы, и в частности, работы по изучению плазменного кристалла.

«Первые эксперименты были сделаны в России и Германии, затем подключились американцы, японцы и французы. Мы быстро нашли общий язык. Вскоре возникла идея создать центр, – добавляет Владимир Фортов. – На мой взгляд, найдена удачная форма. Оказывается, что когда специалисты высокого класса участвуют в работе, то схоластика уходит. На первый план выходит реальная работа. И именно здесь есть и работа, и наука, и образование».

На открытии ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров рассказал, что на строительство центра университет выделил около 180 миллионов рублей. Свой вклад в размере 64 миллиона внесли и бизнес-организации.

В состав центра входят лаборатории «Пылевая плазма», «Технология плазменных покрытий и источников плазмы» и «Новые материалы».

«Четвертое агрегатное состояние материи – наряду с твердым, жидким, газообразным» - определение плазмы из школьного учебника. Она состоит из заряженных частиц, которые двигаются с очень высокой скоростью. Эта субстанция – самое распространенное состояние вещества: 95 % материи во Вселенной приходится на ее долю, если не брать в расчет черную материю и черную энергию. По сути, все действующие звезды – это плазма.

Плазма была открыта в 1879 году английским физиком Уильямом Круксом. И несмотря на то, что этому открытию уже более 130 лет, в сравнении с другими состояниями вещества, плазма слабее всего изучена. Главная причина этого – то, что ее очень трудно получать в эксперименте. Для того, чтобы обычное вещество перешло в состояние плазмы, нужно его нагревать до сверхвысоких температур или сжимать до очень больших давлений. При давлениях порядка миллиона атмосфер даже холодное вещество, если его сжать, переходит в ионизованное состояние – в состояние плазмы.

С плазмой связывают реализацию очень многих энергетических и космических проектов, таких как управляемый термоядерный синтез. Идея удержания высокотемпературной плазмы в магнитном поле была предложена академиками Сахаровым и Таммом. Были построены первые токамаки – установки, которые могут удерживать плазму в магнитном поле. Сегодня международная коллаборация ученых строит очень крупную установку ИТЭР, и это – прямой путь к созданию термоядерного реактора.

Плазма широко применяется и в нашей повседневной жизни. Плазменные телевизоры, плазменные экраны, плазменные технологии в автомобилестроении. Плазма работает и в полупроводниках, в современных микро- и наноэлектронных системах. Там она является «рабочим телом». В последнее время появилась еще одна специальная наука – плазменная медицина. Плазменной струей можно уничтожать бактерии, которые привыкли к антибиотикам, не повреждая живые ткани пациента.

Плазменные технологии – это реальный завтрашний день человечества. И открывающийся Центр – еще одна серьезная ступенька, ведущая к их постижению.

владимир фортов мгту имени баумана плазма центр плазменные исследования и технологии