Группы крови возникли для защиты от вирусов

Изучив ферменты, определяющие группы крови человека, учёные предположили, что позвоночные приобрели их непосредственно у бактерий, а в орг

Как полагают учёные из Университета Бата, человек мог приобрести ферменты, определяющие группу крови, у бактерий – они нужны были, чтобы препятствовать распространению вирусов в популяции.

Эритроциты в крови человека покрыты углеводными структурами, которые называют глико-антигенами. Фенотип этих антигенов определяет группу крови по системе AB0. A-позитивные люди имеют антитела, противостоящие глико-антигенам группы B, B-позитивные имеют анти-А и анти-0, 0-позитивные – анти-A и анти-B. Эти антитела не существуют в начале формирования организма, а появляются с кишечными бактериями, которые производят эритроцитарные антигены. Вирусы в оболочке несут часть мембраны клетки-хозяина, которая содержит антигены групп крови. В результате, если вирус поступает из A-позитивного организма в B- или 0-позитивный, то иммунная система убивает его и т. д.

Глико-антигены состоят из групп ферментов – гликозилтрансфераз. Учёные исследовали трёхмерную структуру молекулы гликозилтрансферазы из кишечной бактери Bacteroides ovatus. Оказалось, что она имеет структуру, схожую с материнской, хотя обладает функциональными отличиями (его работоспособность не зависит от ионов). Они показывают, что материнский фермент мог произойти от бактериального в результате горизонтального трансфера генов (минуя видовой барьер), а не путём вертикального (от поколения к поколению).

Предполагается, что гены бактериального фермента были привнесены в организм предка современных позвоночных, и от них произошёл фермент человека как средство защиты от вирусов. Статья с этим выводом опубликована учёными в журнале Scientific Reports.

Источник: www.bath.ac.uk