Открыт самый мощный выброс из чёрной дыры

Астрономы Европейской южной обсерватории открыли квазар с самым энергичным из когда-либо наблюдавшихся выбросов вещества

Благодаря наблюдениям на Сверхбольшом телескопе Европейской южной обсерватории (VLT ESO) открыт квазар с самым высокоэнергетическим из когда-либо наблюдавшихся выбросов вещества – по меньшей мере впятеро мощнее, чем в других похожих случаях.

Квазары – это очень ярко светящиеся сверхмассивные чёрные дыры в центрах галактик. Многие из них не только поглощают материю, но и испускают внутрь своих галактик гигантские струи вещества, которые играют ключевую роль в эволюции звёздных скоплений. Однако наблюдавшиеся до сих пор выбросы из квазаров были менее мощными, чем предсказывали теоретики.

«Мы обнаружили самое высокоэнергетическое из известных на сегодня истечений вещества из квазара. Гигантская струя огромной массы, выбрасываемая из квазара SDSS J1106+1939, по мощности эквивалентна излучению как минимум двух миллионов миллионов Солнц. Другими словами, это примерно в 100 раз больше общей мощности всей нашей Галактики  - Млечного Пути. Этот квазар – настоящий монстр», – говорит руководитель группы исследователей Наум Арав (Nahum Arav, Virginia Tech, США).

По его словам, астрономы впервые экспериментально подтвердили показатели, предсказываемые теорией.

Учёные предполагают, что влиянием подобных выбросов можно объяснить некоторые загадки современной космологии, в частности, соотношение масс самого скопления и его центральной чёрной дыры, а также то, почему во Вселенной так мало больших галактик.

астрономические наблюдения европейская южная обсерватория квазары космология черная дыра