Зафиксирована ещё одна смерть звезды

Космические телескопы зафиксировали второе с 2011 года явление, напоминающее поглощение чёрной дырой звезды

Американские астрономы полагают, что им удалось увидеть смерть звезды в чёрной дыре, сообщает сайт Nature.com. Мерцающее и постепенно гаснущее рентгеновское излучение было зафиксировано сразу двумя орбитальными телескопами.

Явление, напоминающее «поедание» небесного тела чёрной дырой, впервые наблюдалось в 2011 году космическим аппаратом SWIFT, спроектированным в NASA для фиксации вспышек гамма-излучения. Более месяца сигнал в данном диапазоне исходил из какой-то далёкой галактики, а затем прекратился.

Теперь же астрономы из университета штата Мичиган во главе с Рубенсом Райсом (Rubens Reis) утверждают, что они увидели нечто подобное, анализируя данные американо-японского рентгеновского телескопа Suzaku и европейского «XMM-Ньютона». При расшифровке показаний обоих приборов было обнаружено пульсирующее рентгеновское излучение, интенсивность которого повышалась и затем падала с интервалом примерно в 200 секунд. Учёные считают, что радиация исходила от фрагментов звезды, совершавших свои последние обороты перед тем, как исчезнуть за так называемым «горизонтом событий» (условным радиусом чёрной дыры).

В труде Райса и его коллег содержится основанное на общей теории относительности Эйнштейна предположение: существует некое минимальное расстояние между «горизонтом событий» и последней стабильной орбитой, по которой любое тело может двигаться до поглощения чёрной дырой. В данном случае, по предварительным расчётам, оно составляло около миллиона километров. Масса же самой дыры – от 500 тысяч до 5 миллионов солнечных масс. По словам Райса, это первый «пойманный» импульс от столь массивной чёрной дыры.

Британский астроном Саймон Воэн (Simon Vaughan) из университета Лестера согласен с выводом, что объект излучения «находится чрезвычайно близко от чёрной дыры», но к анализируемым данным советует относиться с осторожностью: поскольку свет слишком тусклый и постоянно мерцает, то велика вероятность наложения шумов или просто статистической флуктуации. «Если в ближайшие несколько лет подобные сигналы будут фиксироваться вновь, это станет более убедительным доводом», – говорит Воэн.