«Радиоастрон» провёл наблюдения «тени» чёрной дыры

Возможно, благодаря наблюдениям российского телескопа астрономы впервые в истории смогут увидеть тень сверхмассивной чёрной дыры в центр

Российский космический радиотелескоп «Радиоастрон» впервые в истории сделал попытку разглядеть тень чёрной дыры, расположенной в центре галактики М87 в созвездии Девы, сообщает агентство РИА Новости. Наблюдения длились два дня – 2 и 3 февраля текущего года, однако обработка результатов займёт несколько месяцев.

«Мы будем работать в режиме интерферометра с самыми большими радиотелескопами мира – это телескоп в Гринбэнке, массив VLA (который недавно прошел серьезную модернизацию) и телескоп Аресибо, а также Эффельсберг в Германии», – сообщал накануне наблюдений заведующий лабораторией Астрокосмического центра Физического института имени Лебедева (АКЦ ФИАН) Юрий Ковалёв.

Галактика M87 находится в 60 миллионах световых лет от Земли, а в её центре «прячется» сверхмассивная черная дыра массой около 6 миллиардов масс Солнца. Согласно расчётам, угловой размер её «горизонта событий» – границы, откуда согласно теории Эйнштейна не может уйти никакое излучение – составляет около 8,4 микросекунды.

«Мы не сможем увидеть саму чёрную дыру, она не излучает ничего. Но у нас есть шансы увидеть её тень», – сказал Ковалёв.

«Радиоастрон», запущенный в июле 2011 года, предназначен для работы совместно с глобальной наземной сетью радиотелескопов. Вместе они образуют единый наземно-космический интерферометр со сверхдлинной базой (РСДБ), который эквивалентен радиотелескопу с диаметром антенны в тысячи километров и очень высоким угловым разрешением – до 7 микросекунд.

галактики радиоастрон радиотелескоп черная дыра