Птенцы учатся петь ещё до вылупления

Самки австралийского расписного малюра поют ещё при высиживании яиц, чтобы будущие птенцы знали «пароль»

Птицы учат своих птенцов петь ещё до того, как те вылупятся. По крайней мере, именно так поступает австралийская птичка прекрасный расписной малюр (Malurus cyaneus), выяснили учёные из университета Флиндерса в Аделаиде. Вылупившись, птенцы уже знают особый звук, которым их родители при высиживании яиц требовали друг у друга еду, и сами начинают просить корм тем же звуком. Так малюры отличают своё потомство от чужого: ведь в Австралии тоже водятся кукушки, подбрасывающие яйца в чужие гнёзда.

Открытие было совершено орнитологами совершенно случайно: они вели запись в птичьих гнёздах с целью зафиксировать предупредительные сигналы о нападении хищников и вдруг обнаружили, что самка расписного малюра не прекращает петь после того, как брачные игры закончились, яйца уже лежат в гнезде, а будущий папа улетел за пропитанием. По словам руководителя исследовательской группы Сони Кляйндорфер (Sonia Kleindorfer), учёные давно знали о наличии у этих птиц системы распознавания «свой-чужой», но то, что она формируется ещё на стадии эмбриона, их изрядно удивило.

При этом, отмечают Кляйндорфер и её коллеги, в каждой конкретной семье малюров «просительный» звук имеет свои особенности. И если яйца из одного гнезда переложить в другое, то птенцы воспринимают звук приёмной, а не биологической матери.

Впрочем, против гнездовых паразитов система может давать сбой: кукушатам одного из двух видов, не дающих покоя малюрам, примерно в 60 процентах случаев удаётся подобрать «пароль» того гнезда, в котором они вылупились.

австралия кукушка пение прекрасный расписной малюр птицы этология