Гибель животных на «Бионе» не привела к срыву программы

Учёные смогли перестроить планы так, чтобы выполнить практически всю исследовательскую программу

Гибель большей части млекопитающих и всех рыб на борту биоспутника «Бион» не привела к срыву всего проекта в целом: учёные смогли перестроить планы исследований так, чтобы выполнить практически всю запланированную программу, сказал РИА Новости заместитель руководителя проекта, главный научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН Евгений Ильин.

Аппарат «Бион-М» провёл в космосе ровно месяц: 19 апреля нынешнего года он стартовал, а 19 мая приземлился в Оренбургской области. После посадки выяснилось, что монгольские песчанки и рыбы цихлиды, а также 29 из 45 мышей погибли из-за отказа аппаратуры.

«Один прибор полностью выключился сразу, 15 мышей погибло – отключилась система подачи корма. А в других оставшихся приборах были сбои в отдельных клеточках, поэтому тоже там была частичная гибель животных. Всё это из-за технических проблем, не потому что на них невесомость влияет неблагоприятно», – сказал Ильин, добавив, что полёт благополучно перенесли все гекконы, улитки и микроорганизмы.

По словам представителя ИМБП, все институты, участвующие в проекте, а их около 20, получат необходимые образцы для молекулярно-клеточных исследований.

«За счёт внутренней перекомпоновки, перераспределения биоматериала, мы на этом количестве мышей практически полностью реализовали программу, которая была рассчитана на 45 мышей… Мы стали делить на части, отдавать не все сердце, а часть сердца, часть косточки, в зависимости от количества «потребителей», и так удалось сохранить программу», – объяснил Ильин.

По его словам, даже при таком маленьком объёме материала исследовательская работа может продлиться несколько лет.

«Это трудоёмкая большая работа, которая нам позволит ответить на вопросы о том, как влияет невесомость на клеточном уровне, молекулярном уровне, в одних органах, других органах, провести сравнительные исследования», – заключил учёный.

бион-м1 институт медико-биологических проблем ран научные исследования в космосе