Российский «космический зоопарк» выведен на орбиту

Роскосмос сообщает об успешном запуске спутника «Бион-М», предназначенного для исследований в области космической биологии и биомедицинских технологий

19 апреля текущего года в 14:00 по московскому времени состоялся запуск ракеты-носителя «Союз-2.1А» с космическим аппаратом «Бион-М». Девять минут спустя аппарат вышел на расчётную орбиту, сообщает Федеральное космическое агентство.

На борту «Биона» находятся 45 мышей, восемь песчанок, 15 гекконов, а также земноводные, улитки и рыбы, растения и микроорганизмы. Каждая видовая группа животных изолирована друг от друга.

Уникальность проекта состоит в том, что раньше учёные изучали проблемы приспособления живых организмов к космическому полёту лишь на уровне органов и бионтов (отдельной живой единицы) в целом; теперь же пришло время «опуститься» до уровня клеток, молекул и генов, более глубоко проникнуть в сущность происходящих перестроек и изменений.

Кроме того, впервые в мировой практике физиологические исследования проведут не только во время орбитального полета, но и на самых критических и сложных этапах — во время пуска и посадки. Кроме основной миссии, «Бион-М1» поможет выяснить, могла ли жизнь попасть на Землю с других планет.  Для этого учёные установили на наружной обшивке спутника искусственные метеориты, внутри которых содержатся запаянные споры бактерий. После того как эти «метеориты» пройдут через плотные слои атмосферы, станет понятно, удалось им выжить или нет.

Основные объекты исследования – мыши, у которых, оказывается, тоже возникают внутренние конфликтные ситуации. Так, за сутки до старта «экипаж» пришлось частично заменить из-за гибели одного подопытного грызуна.

«В космос летят только самцы, а они подвержены агрессии. В группе произошёл конфликт, в результате которого одно из животных погибло. Это повлекло за собой замену трёх особей», – сообщил официальный представитель Института медико-биологических исследований РАН.

Мыши впервые полетели на биологическом спутнике. На их примере можно будет понять какие изменения происходят на генетическом уровне во время длительного полёта.

«Для мышей 30 дней – это более длительный срок их жизненного цикла, поэтому мы сможем увидеть какие-то более отдалённые последствия; увидеть, какие изменения происходят на клеточном, молекулярном уровнях и предположить, что мы увидим, рассматривая длительные полёты человека», – рассказал научный руководитель проекта «Бион» Владимир Сычёв.

Помимо основного эксперимента, на орбиту будут выводиться другие малые космические аппараты – российский «Аист», три немецких «Бисата», и по одному спутнику из США и Южной Кореи.

«У каждого из них будет своя задача, к примеру, «Аист», собранный в Самаре, будет нести научно-техническую и образовательную функции, немецкие КА будут отрабатывать систему бортовой коммуникации, а американский КА предназначен для отработки технологий дистанционного зондирования Земли», – пояснили в Роскосмосе.

Сам же спутник «Бион» пробудет на орбите около месяца, а потом его спускаемый аппарат вернётся на Землю с научными результатами.

Источник: www.federalspace.ru, www.itar-tass.com