Команда российских и французских ученых показала, что вызвать процесс преждевременного старения клеток можно с помощью генетически-кодируемых фотосенсибилизаторов — флуоресцентных белков, приводящих к разрывам ДНК. Результаты работы опубликованы в журнале AGING-US.

Исследуя реакцию клеток на тепловой стресс, ученые сформулировали модель индукции клеточного старения (cellular senescence), которая верна для многих повреждающих ДНК агентов. Согласно этой модели, практически любое повреждение ДНК, произошедшее в S-фазе клеточного цикла, может привести к запуску программы клеточного старения. Основываясь на этой модели, ученые использовали для индукции преждевременного клеточного старения генетически-кодируемые фотосенсибилизаторы. Эти флуоресцентные белки при активации светом соответствующей длины волны начинают генерировать активные формы кислорода.

«Идея была следующая: если направить такие токсичные флуоресцентные белки в хроматин путем их слияния с коровым гистоном, то освещением клеток, экспрессирующих эти белки, можно индуцировать разрывы ДНК S-фазных клетках. Оказалось, что так можно вызвать образование сложнорепарируемых двухцепочечных разрывов ДНК, что приводит к запуску программы клеточного старения», — рассказал соавтор статьи, заведующий кафедрой молекулярной биологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН Сергей Разин.

По словам Разина, предложенный подход к индукции преждевременного клеточного старения может быть востребован в дальнейших исследованиях этого клеточного феномена, а основное преимущество метода — возможность бесконтактного запуска клеточного старения путем освещения растущих в культуральной чашке клеток.