Биоинженеры впервые смогли создать полноценную замену мускулам из стволовых клеток и успешно вживили их в тело мыши

"Мускулы, которые мы создали, стали большим и важным шагом вперед в развитии регенеративной медицины. Нам впервые удалось создать мышцы, которые сокращаются столь же сильно, как и мускулы новорожденной мыши. Другим вопросом остается то, могут ли эти мышцы "зарастать" сосудами при больших масштабах и сокращаться под действием нервных импульсов", — заявил Ненад Бурсак из университета Дьюка в Дареме (США).

Бурсак и его коллеги экспериментировали с клетками-"заготовками", извлеченными из мускулов новорожденных мышей. Изучая структуру взрослых и "младенческих" мышц, авторы статьи пытались понять, как "настоящие" мускулы справляются с повреждениями и восстанавливают себя. Многие попытки создать искусственные мышцы проваливались именно по этой причине, так как из-за отсутствия "резервных" клеток такие мышцы быстро слабеют и приходят в негодность. Авторы статьи решили эту проблему, создав между волокнами мышц особые "ниши", внутри которых обитали стволовые клетки, способные заменить поврежденные мускульные нити.

Кроме того, ученые смогли в 10 раз усилить силу сокращений, объединив волокна в особую трехмерную структуру, копировавшую устройство мышц у настоящих мышей. Убедившись в работоспособности мышц, Бурсак и его коллеги "вставили" их в тело взрослой мыши, наблюдая за их состоянием через прозрачное окошко на спине грызуна. По словам биологов, их мышцы успешно срослись с телом мыши и через две недели начали "зарастать" капиллярами и другими кровеносными сосудами.

Несмотря на успешность этого эксперимента, авторам статьи еще предстоит научиться подключать эти мускулы к нервной системе и решить множество других проблем, прежде чем эта методика получит клиническое применение.

искусственные мышцы резервные клетки стволовые клетки